ЕРМОЛАЙ, Еразм - Страница 5

Среди других тем «Слова на еретики» – вопросы троического богословия, в частности, размышления о соотношении троичности Божества и двойственной (Божественной и человеческой) природы Иисуса Христа, автор отстаивает православную позицию в вопросе о Filioque. Вторая часть «Малой трилогии» («Слово на жиды и еретики») посвящена разоблачению ложных толкований ветхозаветных пророчеств (Ис. 7:14 и Мих. 5:2), в которых толкователи сказанное о Христе относят к другим лицам Священной истории – Езекии и Зоровавелю. Ещё одной важной темой «Слова на жиды и еретики» является критика иконоборческих учений. Завершает «Малую трилогию» сочинение «По вся дни молитва вкратце на 100 стихов с поклоны», которое представляет собой ежедневное молитвенное правило, составленное путём переработки (в основном, сокращения) «Молитвы...» из «Большой трилогии». К трилогиям Ермолая-Еразма примыкает краткий вопросо-ответный текст «Беседа», относящийся к позднему периоду творчества писателя (помещён в рукописи как вставка между двумя начальными Словами «Малой трилогии»). Темами «Беседы» являются события новозаветной истории. Среди сочинений Ермолая-Еразма есть ряд текстов дидактической направленности – «Поучение к своей душе», «Слово о разсужении любви и правде и о побеждении вражде и лже» и «Слово к верным...», включённых в оба авторских сборника. В этих трудах традиционные для жанра христианского поучения темы обличения грехов приобретают социальное звучание. Важнейшей тематической составляющей назидательных сочинений Ермолая-Еразма является осуждение тех человеческих пороков, которые, по мысли автора, становятся источниками общественной несправедливости. «Поучение к своей душе», одно из ранних сочинений Ермолая-Еразма, посвящено обличению, в первую очередь, сребролюбия и гордости, которая, по выражению автора, «всех грехов лютейши». Преодоление гордыни и воспитание в себе смирения, по мысли Ермолая-Еразма, являются важнейшей целью христианина и, кроме того, необходимым условием общественного согласия. Автор, утверждая идею равенства всех людей перед смертью, высказывает мысль о большей ответственности облечённых властью. Ермолай-Еразм призывает к нелицемерной любви по отношению как к «вышним себе», так и к «меншим», осуждает «неправдою собранное богатество» (обе эти темы получили развитие во многих сочинениях писателя). В «Слове о разсужении любви и правде и о побеждении вражде и лже», написанном как проповедь и обращённом ко «всякому держащемуся благовериа», главной темой является христианская любовь, которая по мысли Ермолая-Еразма, «есть всех добродетелей главизна». Источником и высшим образцом любви является «союз Божий – соединение Пресвятыя Троица». Ермолай-Еразм призывает христиан, в первую очередь, облечённых властью, исполнять заповеди Христа: «...Убогих не уничижати, ни возноситися тленнаго ради и насилием собраннаго богатства, но любити тако богосозданнаго человека, яко не токмо его ради богатества тленнаго щадети, но и плоти своея его ради не пощадети, якоже Сам Господь плоти Своея за ны не пощаде».

 



 
PR-CY.ru