ЕВРАЗИЙСТВО - Страница 2

В ранних евразийских произведениях исследователям трудно установить авторство отдельных идей, в то время как вызванная внешними причинами необходимость их жёсткой систематизации и упрощения в итоге привела к нарушению взаимопонимания, а затем к расколу и деградации движения. Первоначальный успех евразийства был обусловлен тем, что на раннем этапе существования движения евразийцы осознавали, что в России воспитанию масштабной личности и развитию страны может способствовать не политическая схоластика, а, по формулировке Г.В. Флоровского, «Православие как путь творчества». К середине 1920 гг. происходит организационное оформление евразийского движения: к концу 1924 г. на совещании в Вене был создан его руководящий орган – Высший евразийский совет во главе с Н.С. Трубецким, в совет также вошли руководители евразийских филиалов в других странах: Пётр Семёнович Арапов (Берлин), Пётр Николаевич Малевский-Малевич (Лондон, Нью-Йорк), П.Н. Савицкий (Прага), В.А. Стороженко (Белград), П.П. Сувчинский (Париж). Вместе с тем основные идеи евразийства стали подвергаться сомнению со стороны его основателей: в 1923 г. с евразийством порывает Г.В. Флоровский, открыто выразивший недовольство усилением политической составляющей движения. Внутри евразийства начинается постепенное разделение на два основных направления – «правое» и «левое». К числу наиболее известных «правых» евразийцев принадлежали Н.Н. Алексеев, Яков Абрамович Бромберг, П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Константин Александрович Чхеидзе и др. Костяк «левой» группы составляли евразийцы «второго поколения»: Л.П. Карсавин, Д.П. Святополк-Мирский, П.П. Сувчинский, Сергей Яковлевич Эфрон и др. Теоретические евразийские семинары «левых» проходили в местности Кламар под Парижем, в связи с чем появилось их название – «кламарская группа»; возникший между «правыми» и «левыми» евразийцами раскол получил наименование «кламарский раскол». После отхода в конце 1920 гг. от активного участия в движении Н.С. Трубецкого место идейного вождя занял Л.П. Карсавин, но и он позднее заявил о разрыве с евразийством. Наиболее очевидной причиной упадка евразийского движения стала постепенно сформировавшаяся у некоторых представителей евразийства убеждённость в том, что движению следует переориентировать свою деятельность с философско-культурологической на чисто пропагандистскую и ориентироваться на массового читателя, не обладающего высоким культурным уровнем. Тогда же евразийское движение стало объектом внимания ГПУ, которое сочло выгодным для советского режима широкое распространение евразийских идей, поскольку евразийство было альтернативой идеям белой эмиграции, стремившейся реставрировать Российскую империю, и примирительно относилось к коммунистической власти. Так, евразиец К.А. Чхеидзе даже выражал надежду на то, что постепенно удастся преобразовать большевистскую партию в партию евразийства. Сотрудникам советской разведки удалось постепенно проникнуть в евразийские круги и убедить их лидеров, что внутри Советской России повсеместно организованы тайные евразийские организации, которые нуждаются в идейном руководстве со стороны эмигрантов, вследствие чего деятельность движения стала предельно политизирована.

 



 
PR-CY.ru