ЕВРАЗИЙСТВО - Страница 8

В подтверждение этого тезиса Н.С. Трубецкой приводил элементы исконной славяно-туранской культуры, сохранившиеся у русских «низов»: оригинальное ритмическое строение народной музыки и танца, туранские элементы в прикладном народном творчестве, особые черты характера (прежде всего, «удаль», безрассудная отвага), несвойственные западным славянам и непонятные народам Запада. Согласно евразийцам, на русскую культуру последовательно влияли Юг, Восток и Запад. Определяющее влияние на формирование русской культуры оказало восприятие православия от Византии (Юг): «Византийское наследство вооружило русский народ нужным для создания мировой державы строем идей». Однако унаследованный от Византии потенциал православной государствообразующей культуры остался бы нереализованным, если бы не влияние Востока, ставшее следствием монгольского завоевания русских земель. Именно «сплав» этих двух влияний создал особый культурный тип, вплоть до XVIII в. успешно противостоявший попыткам Запада ассимилировать его. Нарушение внутреннего культурного единства народа евразийцы считали главной причиной, которая привела к плачевному состоянию современной им России; выход из этого кризиса возможен только один – воссоздание самобытной культуры на основе византийской веры и туранской государственности. Особую культурную миссию России-Евразии евразийцы видели в преодолении противоречий и несогласий между локальными культурами Востока и Запада, в её объединительном потенциале: «Только в той мере, в какой Россия-Евразия выполняет своё призвание, может превращаться и превращается в органическое целое вся совокупность разнообразных культур Старого Материка, снимается противоречие между Востоком и Западом». Подлинное единство Евразии – культурное, поэтому «задачи объединения суть задачи культурного творчества». По мысли Г.В. Вернадского, «сила русской стихии в евразийском мире не может держаться на внешнем принуждении и регламентации внешних рамок. Сила эта в свободном культурном творчестве». Это творчество должно играть объединительную и примирительную роль: «В лице русской культуры в центре Старого Света выросла к объединительной и примирительной роли новая самостоятельная сила. Разрешить свою задачу она может лишь во взаимодействии с культурами окружающих народов. В этом плане культуры Востока столь же важны для неё, как и культуры Запада. В подобной обращённости одновременно и равномерно к Востоку и Западу – особенность русской культуры и геополитики». Н.С. Трубецкой для обоснования культурологических идей использовал также собственные разработки по фонологии и компаративной лингвистике, утверждая, что в рамках праиндоевропейского языка праславянский диалект был ближе к праиранскому (т.е. к туранскому), чем к западным диалектам. Примыкавший некоторое время к евразийцам Роман Осипович Якобсон (1896–1982 гг.), исследуя географическое распределение языков, пришёл к выводу, что существуют не только «языковые семьи», но и особые «языковые общности», какой и является Евразия. Это подтверждается тем фактом, что евразийские языки имеют определённые черты сходства, отсутствующие у других языков Европы и Азии, пусть даже родственных им по другим признакам.

 



 
PR-CY.ru