ЕВРАЗИЙСТВО - Страница 5

Идейное содержание евразийства имеет достаточно глубокие корни и восходит к русским интеллектуальным движениям начала XX в., а также к историческим и философским построениям представителей славянофильства (особенно раннего, в частности, прослеживается связь евразийства с некоторыми идеями Алексея Степановича Хомякова), Николая Яковлевича Данилевского, Константина Николаевича Леонтьева, Владимира Францевича Эрна и Василия Осиповича Ключевского. В 1913 г. Георгий Владимирович Вернадский в результате занятий историей Московской Руси и исследований роли монгольского завоевания в русской истории пришёл к выводам, совпадающим с основными положениями будущего евразийства. В 1920 г. Н.С. Трубецкой издал в Софии небольшую брошюру «Европа и человечество», в которой, по собственному признанию, высказал мысли, сложившиеся «уже более 10 лет тому назад». Книга Н.С. Трубецкого пронизана общим для будущих евразийцев антизападническим настроением. В частности, он отмечал внутренне присущую европейской культуре агрессивность, которая нашла оформление в идеологии европоцентризма. Подпадающие под влияние этой идеологии сопредельные культуры приобретают определённый «комплекс неполноценности» и ставят себе ложную задачу догнать Запад. Н.С. Трубецкой указывал на пагубность для неевропейских народов процесса навязывания чуждой им европейской культуры, поскольку это лишает автохтонные культуры их творческого потенциала. Претензии культуры, развитой романо-германскими народами, на универсальность и «всечеловечность», по мнению Н.С. Трубецкого, лишены всякого основания: «Европейская культура не есть культура человечества». Каждая культура представляет самостоятельную ценность и не может рассматриваться как низшая или высшая по отношению к другой. Поэтому правильная постановка задачи развития заключается не в погоне за якобы передовыми народами, а в самопознании, в наиболее полной реализации народом собственной культурной уникальности. П.Н. Савицкий развивал зачатки евразийских взглядов в 1916 г. в связи с работами по оценке перспектив индустриального развития России. Ключевые идеи евразийства были эксплицитно выражены уже в сборнике «Исход к Востоку». В предисловии к сборнику дана картина мировой катастрофы, больше всего проявляющейся в духовной смерти Запада и разрушении прежней России. Выход из этой катастрофы, по мнению авторов сборника, возможен лишь на пути обращения к Востоку, в отличие от Запада сохранившему творческие силы и способному дать новый импульс к развитию культуры. Наряду с этим в предисловии вводится понятие «евразийцы»: «Русские люди и люди народов “Российского мира” не суть ни европейцы, ни азиаты. Сливаясь с родною и окружающей нас стихией культуры и жизни, мы не стыдимся признать себя – евразийцами». Отличающиеся большим стилистическим и смысловым разнообразием статьи представляют собой разработку отдельных тем, близких тому или иному автору. В частности, Г.В. Флоровский и П.П. Сувчинский сосредоточились на фундаментальной и широкой критике безнадёжно рационалистичного, опустошённого войной и умирающего Запада, а также на анализе катастрофы русской истории и общественного развития, которая привела к беспрецедентной жестокости коммунистической революции.

 



 
PR-CY.ru