ЕВРАЗИЙСТВО - Страница 4

Третий и последний этап существования евразийства завершился в 1939 г. в результате ввода в Чехословакию германских войск. В этот период евразийская организация сохранялась, в основном, усилиями П.Н. Савицкого. Главным итогом деятельности евразийцев на этом этапе являются не столько время от времени возобновлявшиеся печатные издания, сколько их обширная переписка, в которой анализируются успехи и неудачи движения и раскрывается широкий интеллектуальный и духовный контекст, вне которого движение не может быть понято и по достоинству оценено. Большое значение в истории русской эмиграции имела общественно-политическая деятельность некоторых представителей евразийства, не связанная прямо с евразийскими идеями. В 1932 г. П.Н. Савицкий принимал активное участие в организации Русского обороннического движения (РОД), основной задачей которого признавалась идеологическая и практическая помощь СССР ввиду военной угрозы со стороны Германии и Японии. В заявлении, поданном на имя И.В. Сталина 5 января 1947 г., П.Н. Савицкий писал: «В ходе... выступления (в 1934 г. в Праге)... я заявил, что и лично готов взять винтовку в руки и с винтовкою в руках защищать рубежи Советского Союза от всякого враждебного на них покушения. Перед лицом опасности, которая грозила тогда нашему Отечеству... я призывал к твёрдому стоянию на обороннических позициях каждого верного своей Родине русского, в том числе и эмигрантов». Непосредственное участие в деятельности обороннического движения принимали также евразийцы А.П. Антипов, К.А. Чхеидзе и Н.Н. Алексеев. Однако, несмотря на просоветскую деятельность в годы Второй мировой войны, после её окончания многие евразийцы были подвергнуты репрессиям: в 1945 г. пражской опергруппой «Смерш» были арестованы четыре участника пражской евразийской группы: А.П. Антипов, П.Н. Савицкий, К.А. Чхеидзе и Иван Семёнович Белецкий; они были депортированы в СССР и провели долгие годы в лагерях. Именно в мордовском лагере возникли первые контакты между П.Н. Савицким и Львом Николаевичем Гумилёвым, получившие продолжение в Чехословакии, куда П.Н. Савицкий вернулся после освобождения в 1955 г. По свидетельству Ивана Петровича Савицкого, сына П.Н. Савицкого, тот до конца оставался убеждённым сторонником евразийских концепций, считал их своим наиболее весомым вкладом в науку и был уверен, что евразийство является программой на будущее, которой суждено когда-нибудь быть реализованной. В СССР интерес к евразийству возродился в конце 1980 гг., прежде всего, благодаря публикациям и выступлениям Л.Н. Гумилёва (состоявшего в 1960 гг. в переписке с П.Н. Савицким, который называл себя «последним евразийцем»), а также благодаря открывшемуся доступу к архивным материалам по истории евразийства, собранным П.Н. Савицким. Новый всплеск интереса к евразийству, который привёл к образованию целого ряда неоевразийских движений, возникает в 1990 гг. вследствие распада СССР, став одной из форм поиска новой культурной, национальной и исторической идентичности в России и в ряде стран СНГ. При этом наибольший интерес у представителей неоевразийства вызывают геополитические идеи классического евразийства, тогда как религиозная составляющая евразийского учения (и прежде всего, признание православия духовным центром русской культуры и жизни) до сих пор не получила должного внимания и дальнейшего развития.

 



 
PR-CY.ru