ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 16

Тертуллиан отмечал множество различных противоречий и нелепостей, присущих языческой естественной теологии, и утверждал, что философы не смогли познать Бога в полноте, а значит – убояться и приобрести мудрость, ибо с самого начала они уклонились от страха Божия, который есть источник мудрости. Тертуллиан учил о двух видах истинного богопознания (истинной теологии): естественном (naturalis), опирающемся на природу (natura), и откровенном (revelatio), основанном на Священном Писании. Он также указывал правильный порядок их соотношения: «Бога сначала следует познать благодаря природе (natura), а затем узнать благодаря научению (doctrina); и благодаря природе (означает познать Бога) из (Его) дел (ex operibus), а благодаря научению – из проповедей (ex praedicationibus)». Подтверждение своей точки зрения Тертуллиан видел в истории развития религиозного сознания человечества. По его мнению, в соответствии с планом божественного домостроительства это развитие совершалось в такой последовательности: прежде всего, в человеке воспитывалась вера как основа всякого религиозного знания, путём воспитания веры в человеке исправлялось естественное богопознание, получившее ложное направление под влиянием греха, а в дополнение к естественному богопознанию человеку сообщалось откровенное богопознание, постепенно раскрывавшееся до полного откровения истины во Христе. Таким образом, Тертуллиан полагал, что естественное богопознание является переходной ступенью, ведущей от языческого заблуждения к принятию христианской истины. Для естественного богопознания Бог наделил человека такими познавательными способностями, как ум и чувство, благодаря которым душа познаёт невидимое и духовное через видимое и телесное. По мнению Тертуллиана, источником естественного богопознания является природа (natura) в широком смысле. Природа – это «книга», в которой человек всегда может читать свидетельства о Боге и находить подтверждение истин Откровения. Понятие «природа» объединяет как внешний, физический мир, так и внутренний, духовный мир человека – его душу. Обращаясь к внешнему, физическому миру, человек может в его разумном и прекрасном устройстве усмотреть следы могущества, премудрости и благости его Творца и даже предначертание истин, открытых в христианстве. Согласно Тертуллиану, природа – это «естественное средство» (naturalia instrumenta) познания Бога. Познать дела Божьи можно при помощи здравого рассудка (communibus sensibus), ведь все они для того и были произведены, чтобы Бог познавался через них. Ещё более красноречиво свидетельствует о Боге внутренняя, духовная природа человека – его душа, созданная по образу и подобию Божию. «Сознание Бога» («conscientia Dei») – это своего рода «приданое», с которым наша душа изначально появляется на свет. В ней естественным путём образуются первичные представления о едином Боге, о благе, зле, о своём бессмертии, о воскресении тела, Страшном Суде, загробном блаженстве и наказаниях. Человеческая душа по природе является «христианкой», она была научена Самим Богом, поэтому человеку следует познавать свою душу, находя в этом основу богопознания.

 



 
PR-CY.ru