ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 14

Василий Великий утверждал, что неведение Бога оборачивается смертью для человеческой души, и потому к Его познанию устремлена всякая разумная природа. Главное назначение человеческого разума состоит именно в познании Бога. Богоподобие разума делает возможным размышление о высочайших предметах. По его учению, исследование мироздания имеет единственную цель – способствовать познанию Бога. Совершенство и красота мира является школой богопознания. Мир есть училище разумных душ, где им преподаётся ведение Бога, и где через рассмотрение видимого и чувственного ум направляется к созерцанию невидимого. Всё в этом мире несёт на себе следы премудрости Создателя, видимое содержит знаки невидимого. Следуя уже сложившейся традиции, Василий Великий находил в мироздании разумный характер, который свидетельствует о Творце. Согласно святителю Василию, постижению Бога способствует исследование собственной человеческой природы. Этот путь познания является достаточным руководством к познанию Бога и может легко заменить собой поиск следов Создателя в сотворённом мире. Внутреннее устройство человека служит достоверным свидетельством не только существования Бога, но и некоторых Его совершенств. Внутренний человек у Василия Великого описывается в категориях души и её руководящего начала – ума, в котором он усматривает средоточие человеческого существа и основание богоподобия. Григорий Богослов считал оправданным применение в христианском знании внешних наук, в том числе естественных. У них следует заимствовать то, что пригодно для возрастания в духовной жизни. В своих рассуждениях Григорий Богослов использовал классический для естественной теологии приём умозаключения от творения к Творцу, подчёркивая дарованную человеку возможность постижения Создателя из созданий. Вместе с тем он указывал на кроющиеся в таком подходе опасности: через красоту и упорядоченность мироздания благодаря зрительному восприятию можно постичь Бога, находящегося выше чувственного восприятия, однако, восхищаясь великолепием видимого мира, не следует упускать из виду Самого Бога. Более достоверным естественным источником знания о Боге служит внутренний мир человека: «Обратимся к самим себе и, отсекая всё чуждое, высечем богослова подобно статуе». Это – путь предельной внутренней сосредоточенности, когда человек, отрешившись от чувственного, общается с самим собой и с Богом, носит в себе божественные образы, являясь незамутнённым зеркалом Бога и божественных предметов. Григорий, епископ Нисский, утверждал, что, исследуя отдельные аспекты мироздания, человек постигает не сущность Творца, но некоторые Его свойства: любуясь красотой, мы постигаем премудрость, размышляя о причине жизни – благость и т.п. Человеку свойственна пытливость в познании, поэтому он не останавливается на обнаружении ближайшей причины вещей и, везде восходя к единому смыслу, постигает деятельность Бога как Первопричины, познаваемой через свои действия. Другой путь познания Бога пролегает через исследование умопостигаемого, в первую очередь, собственной души, созданной по божественному подобию. Достигнув некоторой степени душевной чистоты, человек в образе усматривает первообраз: Божество или отблески Божества, которые, суть, чистота, святость, простота, и в которых виден сам Бог.

 



 
PR-CY.ru