ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 13

Вместе с тем Ориген утверждал, что учение о Сыне можно ввести только на основании Писания, хотя и некоторые греческие философы признают, что всё сотворено словом или разумом Божьим. Ориген рассуждал о трёх разновидностях знания, или мудрости: мудрость мира сего (sapientia mundi), мудрость владык мира сего (sapientia principum huius mundi) и божественная мудрость (sapientia Dei). Первая мудрость занимается бытовыми нуждами и предметами; вторая (в том числе философия) – мудрость частичная, которая выдаётся за совершенное знание, но часто предлагает неполное знание о Божестве и потому борется с третьей мудростью; третья, божественная мудрость, действовала в людях Ветхого Завета, но с наибольшей ясностью открылась через Христа. Истины христианской веры изначально находятся в согласии с «общими представлениями», благодаря чему возможна успешная христианская проповедь, поскольку всякая разумная душа сознаёт своё сродство с Богом и питает естественную привязанность к своему Творцу. Григорий Чудотворец свидетельствовал, что Ориген наставлял учеников постигать Бога также через самопознание, поскольку всякая душа отражает в себе Божественный ум. Элементы естественной теологии, обнаруживаемые в сочинениях Афанасия I Великого, тесно связаны с темами спасения и богопознания. По словам святителя, путь к Богу открыт всем людям без исключения, и этот путь – собственная разумная душа, поскольку при помощи одного ума можно созерцать и постигать Бога. Разумность есть преимущественное свойство человеческой природы. Очистившись, душа может, как в зеркале, увидеть образ Отца – божественное Слово. Дополнением к этому внутреннему знанию служит познание видимого мира. Из мирового порядка и гармонии сотворённого, т.е. из дел Божьих, можно уразуметь Творца. При наблюдении за небесным сводом, за упорядоченным движением солнца, луны и звёзд всякому становится ясно, что они движутся не сами по себе, но их движет Творец. На это же указывает сочетание противоположного в природе – жара и холода, зимы и лета, земли и воды, мужского и женского; в результате их соединения происходит не конфликт противоположностей, а некая плодотворная целостность. Порядок, соразмерность, благоустройство, стройное сочетание мира указывает на единого Владыку – Слово. По мысли Афанасия Великого, божественное Слово есть универсальный разумный принцип бытия, живой Бог, имеющий основание лишь в Себе Самом; тот кто отрицает Его – безумен. Напротив, кто усматривает этот принцип в мироздании и собственной душе, тот воистину познаёт Бога. Иерусалимский епископ Кирилл утверждал, что чувственным образом видеть Бога невозможно. Бог распростёр небо в качестве завесы своего Божества, дабы не поразить человека невыносимым для него зрелищем. Тем не менее, можно достичь представления о Его могуществе на основании божественных дел. Кирилл Иерусалимский специально оговаривал относительный характер этого знания, подчёркивая возрастание глубины созерцания: чем больше человек возвышается в созерцании, тем больше ему открывается Бог. Исследование физического устройства человека ещё более красноречиво свидетельствует о Творце.

 



 
PR-CY.ru