ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 15

Согласно Максиму Исповеднику, человеку дан для руководства естественный закон, который вполне уясняется при созерцании природы. Естественное созерцание исследует чувственный мир и постигает в нём логосы бытия; посредством чувств душа воспринимает чувственные предметы, воспринимая их логосы и переходя затем к постижению единственного высшего Божественного Логоса. Таким образом, предметом естественной теологии у Максима Исповедника является фундаментальный раздел его богословской системы – учение о логосах. Иоанн Дамаскин подвёл итог предшествующей традиции употребления некоторых приёмов естественной теологии, хотя и не предлагал её систематического рассмотрения. По его учению, представление о существовании Бога «всеяно» во всех, прежде всего, вследствие того, что творение даёт возможность осознать величие Бога. Рассуждая в категориях естественной теологии, Иоанн Дамаскин предлагал космологическое доказательство существования Бога: всё сущее сотворено кем-либо, причём Создатель его должен быть несотворённым, вечным, неизменным, т.е. Богом. Кроме того, наблюдаемые сохранение, сбережение и управление в творении также красноречиво указывают на существование Бога. Для познания Бога может подойти любой природный предмет, «всякое древо», однако более совершенное знание обретается из познания человеческого устроения. Естественная теология в своей ранней форме, т.е. в виде различных элементов учения о естественном богопознании, возникла в латинской патристике с момента её зарождения, постепенно развиваясь от чистой апологетики к широкому и систематическому анализу способностей человеческого разума в богопознании. Латинский апологет Минуций Феликс полагал, что человек, опираясь на данные ему от Бога познавательные способности, такие как разум и чувства (ratio et sensus), способен познать самого себя, свою сущность и своё происхождение; однако он, будучи частью мирового целого, не может познать себя прежде, чем познает мир как целое и те всеобщие связи, которые в нём существуют. Но познать мир в целом – это значит познать его происхождение, т.е. познать его Творца – Бога. Поэтому человек не может познать самого себя, если прежде не познает Божества. Даже телесное строение человека (прямая осанка, устремлённый вверх взор) естественно направляет его к познанию Небесной Славы. Во всех творениях Божьих и во всех явлениях созданного Богом мира человек может усматривать присносущую Силу Божью. Поэтому не только христиане, но и лучшие языческие философы пришли к познанию единого Бога, хотя и называли Его различными именами. У Тертуллиана впервые встречается термин, наиболее близкий к естественной теологии, однако он употребляется исключительно по отношению к языческой теологии. Опираясь на классификацию Варрона, он писал о трёх родах богов, сообразно которым существуют три рода теологии: физический род (physicum), о котором рассуждают философы; мифический (mythicum), который обсуждается поэтами; и народный (gentile). Первому роду богов соответствует естественная теология, или, по Тертуллиану, «физический род теологии» (physicum theologiae genus), в рамках которого боги отождествляются с миром в целом или с его отдельными частями и стихиями.

 



 
PR-CY.ru