Словарь по христианству Е ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 11

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 11

Поскольку разобраться в этом обилии противоречивых мнений может далеко не каждый, Варрон полагал необходимым изгнать этот вид теологии с форума и заключить его в стены философских школ. Позднейшие христианские писатели – Тертуллиан и Августин Блаженный, знавшие и цитировавшие произведение Варрона, предпочитали передавать греческие (по происхождению) названия трёх частей теологии при помощи их латинских аналогов, в результате чего появились термины: баснословная (fabulosa) теология, гражданская (civilis) теология и естественная (naturalis) теология. Понятия естественной теологии как строгого термина в греческой патристике классического периода (II–VIII вв.) исследователи обнаружить не могут, поскольку в таком качестве оно оформилось значительно позднее. Однако они говорят не только о наличии основного набора элементов естественной теологии, но и о вполне последовательном её использовании, преимущественно в апологетических целях, а также при миссионерской проповеди, обращённой ко внешнему для христианства миру. Первоначальное раскрытие некоторые темы естественной теологии в их пока неразличимом единстве получили у раннехристианских апологетов. Иустин Философ, развивавший концепцию божественного Логоса и природной причастности Ему всех разумных существ, отталкиваясь от стоического понятия семенного слова, а также от концепции логоса Филона Александрийского, утверждал, что всякий человек несёт в себе частицу посеянного во всём человеческом роде Слова. Эти «семена истины» есть у всех, ибо Сущий во всём был и есть Слово. Слово «Бог» есть не просто имя, но врождённое в человеческой природе представление о неизъяснимом существе. Для Иустина существенной оказывается степень причастности Слову: одни люди обладают только частью врождённого семенного слова, другие (лишь христиане) – всем Словом, Которое есть Христос; одна степень причастности – это семя и некое сходство с истиной, сообщаемое по мере способности к восприятию, другая – общение и уподобление, которые даются по благодати. Поэтому частичное знание Бога доступно философам и законодателям, более того, всё открытое и сказанное ими сделано по мере нахождения и созерцания Слова. Однако придание этому знанию абсолютного характера оборачивается многочисленными разногласиями. Из этой концепции следовал главный вывод Иустина Философа: всё, что сказано кем-либо истинно, принадлежит христианам. Антиохийский епископ Феофил указывает путь и метод богопознания, которые содержатся в неких внутренних духовных чувствах: зрении души и слухе сердца. Смотрящие плотскими глазами воспринимают физические явления и исследуют их различия. Те же, у кого есть слух сердца и зрение души, могут созерцать Бога. Эти чувства не являются для человека чем-то сверхъестественным. Чтобы обрести внутреннее зрение и слух, нужно исследовать самого себя и очиститься. Бог проявляется, прежде всего, как Творец, приводя всё из небытия в бытие, чтобы быть познанным и уразумеваемым из Своих деяний и потенций. Феофил полагал, что не знать Творца невозможно, поскольку всякое живое существо дышит Его Духом.

 



 
PR-CY.ru