ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 17

Вместе с тем Тертуллиан утверждал, что одного свидетельства природы недостаточно для познания всех истин, необходимых для спасения человека, поскольку природа даёт слишком общее представление об этих истинах, так что таким путём их невозможно познать в точности и полноте. Таким образом, вследствие неполноты и общности содержания естественное богопознание признаётся Тертуллианом недостаточным. Обсуждение отдельных аспектов естественной теологии встречается у римского богослова середины III в. Новациана. В трактате «О Троице» он отмечал, что «человеческий дух, познавая сокрытое из явного, на основании величия творений, которые он видит, очами ума помышляет о величии Художника». Особенно ярко свидетельствует о премудрости Творца разнообразное устройство живых организмов, а также сам человек, сотворённый по образу Божию, поскольку Бог наделил его умом, разумом и рассудительностью (mens et ratio et prudentia), чтобы он мог подражать Богу. К вопросам естественной теологии обращался латинский церковный писатель и апологет III–IV в. Лактанций. Согласно Лактанцию, человек по природе наделён превосходным разумом (ratio perfecta), который даёт ему преимущество перед остальными животными, ибо только ему дано познавать Божественное. В конечном счёте, мудрость и есть познание Бога. Человек может познать Бога из Его творений и явленной в них Его силы и действия; когда он взирает на прекрасные и удивительные творения Божьи, то «умственными очами» может созерцать в них Самого Бога, невидимого и непостижимого для телесных чувств. Под руководством природы человеческая душа ищет и любит вечного Бога, помышляя, откуда она произошла и куда возвратится; поэтому человек приходит к более точному познанию Бога тогда, когда обращает мысль на самого себя и вспоминает своё происхождение. Интенсивное развитие различных тем естественной теологии продолжалось во второй половине IV – первой половине V вв. По мнению Илария, епископа Пиктавийского, стремление к познанию Бога естественно вложено в человека. Бог создал человека одушевлённым, разумным и мыслящим, тем самым даровав ему средства для познания Себя. Иларий различал два источника знания человека о Боге – естественный разум и божественное Откровение (или Священное Писание). Естественный разум (sensus naturalis, sensus communis) предполагает познание Бога через рассмотрение Его творений. Так человек может убедиться в существовании Творца мира и усмотреть Его отдельные свойства, такие как единство, вечность, бесконечность, величие, красота. Вместе с тем Иларий отмечал недостаточность естественной теологии, поскольку, «если человеческий дух не получит дара Святого Духа, он будет иметь доступную для познания природу Божью, но не будет иметь света», в котором он мог бы её познать. Согласно Иларию, «естественный разум (ratio) не может вместить небесного света и полагает, что в природе есть только то, что он постигает внутри себя или может представить из самого себя; но божественные чудеса в соответствии с величием вечного могущества (человек) взвешивает не разумом, а беспредельной верой».

 



 
PR-CY.ru