ЕВАНГЕЛИЕ - Страница 157

Однако в Евангелии от Иоанна, более позднем по времени написания, эти лица уже названы (например, женщина, помазавшая Христа в Ин. 12:3, названа Марией; судя по Ин. 18:10, отсекший рабу Малху ухо был апостол Пётр). Вопрос об исторической достоверности Евангелия от Луки исследователи считают более комплексным, он включает рассмотрение таких вопросов, как связь этого Евангелия с «Деяниями св. апостолов» и жанровое своеобразие этих двух текстов. В современной библеистике (прежде всего, англо-американской) стало общим местом признание, что Евангелие от Луки и «Деяния св. апостолов» были написаны одним человеком. Таким образом, исследователи признают, что Лука лично общался с апостолами, видевшими Христа. Кроме того, слова о том, что Мария сохраняла «в сердце Своём» (Лк. 2:19, 51), воспринимаются как указание на то, что в данных местах евангелист ссылается на воспоминания Божьей Матери. Исследования жанра Евангелия от Луки второй половины XX – начала XXI вв. говорят о близости его к античной историографии. Евангелист Лука не просто передавал предания, но стремился собрать достоверные сведения. По мнению исследователей, даже если рассматривать Евангелие от Луки с точки зрения теории двух источников, Лука по сравнению с Матфеем в меньшей степени перерабатывает материал Марка. Также и материал гипотетического источника Q у Луки сохраняется, по мнению сторонников этой гипотезы, в основном, в том же порядке, что и в утерянном оригинале (современные реконструкции Q всегда следуют порядку Евангелия от Луки). Это говорит о том, что Лука бережно относился к своим источникам (несмотря на то, что античная историография не знала принципа обязательного дословного цитирования и допускала внесение историком в исходный текст любых изменений, прежде всего, стилистического характера). Вопрос об исторической достоверности Евангелия от Иоанна тесно связан с проблемой, кем оно было написано. Хотя имя евангелиста нигде в тексте прямо не называется (а надписание в рукописях появляется не сразу), в ряде мест (Ин. 1:14; 13:23–25; 18:15–16; 19:26–27, 35; 20:2, 8; 21:7, 20–24) экзегеты усматривают некоторые намёки на то, кто им мог быть. Основываясь на самом тексте Евангелия, исследователи говорят, что «ученик, которого любил Иисус», был очень близок ко Христу, входил в число двенадцати, но при этом «был знаком первосвященнику», Сам Христос поручил ему заботиться о Своей Матери, после крестной смерти и воскресения Спасителя он сопровождал апостола Петра. В раннехристианской и святоотеческой традиции, начиная с Иринея Лионского, «возлюбленный ученик» отождествляется с апостолом Иоанном Зеведеевым, о житии и кончине которого сообщаются дополнительные сведения. Однако Папий Иерапольский, по свидетельству Евсевия Кесарийского, упоминает отдельно от апостолов некоего «старца (пресвитера) Иоанна». Поскольку такое же самоназвание встречается в надписании второго и третьего Посланий Иоанна, в научной литературе неоднократно делались попытки примирить свидетельства церковного Предания с критическим анализом текста. В настоящее время известно более 20 решений вопроса о евангелисте, о личности «возлюбленного ученика». Попытки решения вопросов о личности старца (пресвитера) Иоанна, его отношении к апостолу Иоанну и всему Иоаннову корпусу приводят исследователей к ещё большим трудностям, и хотя они делаются в научных реконструкциях истории происхождения Евангелия от Иоанна (например, в работах Рэймонда Брауна), но, скорее, запутывают, чем проясняют вопрос о евангелисте и потому в современных работах чаще выносятся за скобки.

 



 
PR-CY.ru