ЕВАНГЕЛИЕ - Страница 153

Вопрос об исторической достоверности Евангелий включает такие вопросы, как достоверность евангельской традиции в целом, историчность основных событий земного служения Христа, достоверность отдельных Евангелий, возможность использования Евангелий в качестве исторического источника. Канонические Евангелия, несомненно, представляют собой оригинальные исторические источники, содержащие сведения, относящиеся к описываемому в них историческому периоду. Однако, по мнению исследователей, отличительной особенностью канонических Евангелий, которую необходимо учитывать при оценке достоверности сообщаемых в них сведений, является то, что они представляют информацию через призму религиозного мировоззрения и используют для её передачи особый язык, выработанный в библейской и межзаветной традициях. Кроме того, подобно другим историческим источникам, Евангелия подчиняются литературным нормам, принятым в эпоху их написания, что требует использования определённых приёмов при их интерпретации. Признанная в науке невозможность без опоры на церковное Предание установить, кем был написан евангельский текст, не может считаться, по мнению исследователей, достаточным основанием для сомнений в исторической достоверности сообщаемых в них сведений. Они считают, что проблема исторической достоверности должна быть также отделена от проблемы расхождения между евангелистами, поскольку значительная часть видимых противоречий может быть снята при применении определённых экзегетических приёмов. Многие проблемы в интерпретации Евангелий связаны с проблемой перевода и бытования предания на стыке ближневосточной и эллинистической культур (например, отбор материала евангелистом Лукой, работавшим в традициях греко-римского историописания, отличается от подхода евангелиста Матфея, следовавшего в большей мере еврейской традиции). В ряде случаев евангельская традиция содержит уникальную историческую информацию, которая не может быть опровергнута лишь на том основании, что её невозможно проверить по другим источникам: относительно небольшое число нехристианских источников (многие из которых сохранились гораздо хуже канонических Евангелий), описывающих события I в., не позволяет исследователям делать выбор в пользу версии приведённых в них событий. К внешним свидетельствам исторической достоверности канонических Евангелий относятся, прежде всего, древность и степень сохранности традиции. Корпус новозаветных рукописей превышает в несколько раз рукописную традицию любого произведения античного автора, превосходя её не только количественно (сохранилось около 5,3 тыс. греческих рукописей, около 10 тыс. латинских и около 9,3 тыс. других ранних переводов), но и по степени близости ко времени написания оригинала: самый яркий пример – папирус, датируемый около 125 г., который содержит фрагменты Евангелия от Иоанна, написанного, по мнению большинства исследователей, в конце I в. н.э. (для сравнения: рукописей «Илиады» Гомера – 643, древнейшие относятся к I–II вв. н.э.). При этом, несмотря на наличие множества разночтений, исследователи отмечают, что подавляющее большинство вариантных чтений не имеет отношения к проблеме исторической достоверности, затрагивая, в крайнем случае, лишь богословскую составляющую текста.

 



 
PR-CY.ru