ЕВАНГЕЛИЕ - Страница 154

Одним из главных аргументов в пользу достоверности канонических Евангелий, по мнению исследователей, может служить соответствие евангельских повествований историческому контексту I в. н.э. (как на уровне реалий, что подтверждается археологически (например, находка купальни Вифезда подтвердила достоверность её описания евангелистом Иоанном), так и на уровне идей и проблем, актуальных для жителей Палестины эпохи до разрушения Иерусалимского храма (70 г.), подтверждение чему исследователи находят в нехристианских источниках, межзаветной литературе, кумранских рукописях и т.д.). Хотя большинство внешних свидетельств о происхождении христианства относится к концу I – II вв., в пользу достоверности основных элементов евангельского повествования говорит то, что никто из ранних противников церкви (в первую очередь, иудеи) не отрицал самого факта земной жизни Христа, Его служения (совершение чудес, пророчества, проповедь) и даже Его воскресения (в ранней раввинистической традиции осуждались Его деяния и проповедь, с точки зрения иудеев «сбивавшие Израиль с пути» и бросавшие тень на веру в Единого Бога). Первые попытки отрицания фактов, как полагают исследователи, засвидетельствованы (и сразу же опровергнуты) в 2 Ин. 7, сомнения же относительно евангельских рассказов появляются лишь в конце II – III вв. и, в основном, исходят из среды, мало знакомой с обстоятельствами жизни и событиями в Палестине в I в. Важным фактором в оценке достоверности евангельских повествований, по мнению исследователей, является преемственность, непрерывность раннехристианской церковной традиции: живое предание о Христе и Его учениках прочно сохранялось не в одной, а в ряде довольно отдалённых друг от друга областей Римской империи, что делало его неуязвимым в случае гонений и нарушения преемственности в какой-то одной из них. Первые христиане были не только способны сохранить Евангелия, но и заинтересованы были в наилучшем сохранении и передаче предания, в том числе письменных текстов. К внутренним критериям, по мнению исследователей, относятся указания евангелистов, которые неоднократно утверждают правдивость повествования и опираются на свидетельства очевидцев (Лк. 1:3–4; Ин. 19:35; 21:24–25; ср.: 1 Ин. 1:1–5; 2 Петр. 1:16–19). Евангелия написаны для того, чтобы их читатели и слушатели обрели веру в то, что в них описывается (Ин. 20:31). Хотя все четыре евангелиста приводят непривычные для обыденного сознания факты, в реальность которых сразу трудно поверить, недостоверность (с точки зрения критиков) этих фактов входит в противоречие с целями и задачами евангелистов. Массовое мученичество за веру – одно из главных подтверждений евангельской достоверности. Краткий символ веры в 1 Кор. 15:13–19, основанный на евангельских фактах, был сформулирован спустя всего несколько лет после описываемых в Евангелиях событий (как полагают исследователи, к 35 г.), т.е. в течение срока, слишком малого для формирования легенды. При установлении степени исторической достоверности синоптиков большое значение имеют внешние свидетельства о происхождении этих Евангелий. Хотя критически настроенные учёные часто отвергают достоверность сведений, сообщаемых Папием Иерапольским, тем не менее, то, что Папий жил не более чем на полвека позднее времени написания Евангелий, заставляет внимательно относиться к его данным.

 



 
PR-CY.ru