ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ - Страница 14

Описание гонений в Евр. 10:32–34, где указываются «поношения», «скорби», выведение на арену цирка («служа зрелищем для других»), заключение в темницу, расхищение имущества, говорит о том, что автору Послания известны гонения на христиан со стороны римских властей. Однако какие именно из гонений, происходивших в I в., здесь имеются в виду – при Клавдии в 49 г.; при Нероне в 64–68 гг., при Домициане в конце I в. или какие-то гонения местных властей (Деян. 12) – точно исследователи определить не могут. В 1752 г. И. Веттштейн предположил, что Послание было адресовано Римской церкви. Детально эта теория была разработана Т. Цаном, отметившим иудео-христианскую ориентацию общины-адресата, и А. фон Гарнаком (в XX в. эту теорию разделяли Л. Гоппельт, Дж. Робинсон, Р. Браун). Основанием для гипотезы послужила фраза «приветствуют вас Италийские» (Евр. 13:24), т.е. те, кто происходили из Италии, но в момент написания Послания находились в другом месте (по мнению исследователей, фраза может быть понята иначе: адресатов Послания приветствуют те, кто в настоящее время находятся в Италии; например, Феофан Затворник считал, что Послание написано из Рима). Кроме того, обозначение лидеров общины как «наставники» – Евр. 13:7, 17, 24) было свойственно римской традиции. По мнению С. Спика, адресатами Послания могли быть иудейские священники, обращённые архидиаконом Стефаном (Деян. 6:7), поскольку в Послании Евреям имеется ряд сходств с речью Стефана в Деян. 7 (при этом С. Спик считал, что в момент написания Послания Евреям эти священники находились в Кесарии Палестинской). Ввиду свидетельств Климента, Оригена, рукописной традиции и убеждения в близости Послания Евреям к Филону некоторые исследователи считают адресатами Послания христиан из евреев, живших в Александрии. Делались попытки связать Послание Евреям с Самарией, Антиохией, Коринфом, Кипром, Эфесом, Вифинией, Понтом, Колоссами и даже Испанией. После находок свитков Мёртвого моря появилась гипотеза ессейской идентификации адресатов Послания. Теория основана на сравнении богословских идей и образов. По мнению её сторонников, Послание Евреям с кумранскими рукописями объединяют внимание к ангелологии, образы священнического Мессии, нового Моисея, Мелхиседека, Новый Завет, эсхатологический дуализм двух веков (Евр. 2:5; 6:5), противопоставление плоти и духа (Евр. 7:16; 9:9–10), неба и земли (Евр. 8:5; 9:11; 11:13–16), а также многократные омовения (Евр. 10:22). Однако исследователи считают, что этих признаков всё же недостаточно для отождествления адресатов с бывшими ессеями. Рукописные памятники свидетельствуют о том, что текст Послания Евреям по сравнению с другими новозаветными книгами был достаточно стабилен на протяжении истории. Исключая цитаты и аллюзии у раннехристианских писателей, древнейшим свидетельством текста считается папирус начала III в., в котором представлены следующие части Послания: Евр. 1:1–9:16; 9:18–10:20, 22–30; 10:32–13:25. Для текстологии имеют значение папирусные фрагменты III, III–IV, IV, VII вв. Полный текст Послания содержится в Синайском, Александрийском, Ватиканском и других унциалах IV–VI вв. Большинство древних свидетельств относятся к александрийскому типу.

 



 
PR-CY.ru