ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ - Страница 13

Но Александрийская церковь и александрийские авторы вряд ли умолчали бы о таком факте, если бы Аполлос действительно имел отношение к Посланию Евреям. VI. Прискилла. Кандидатуру Прискиллы и её мужа Акилы предложил в качестве возможных авторов Адольф фон Гарнак. По его мнению, анонимность Послания связана с тем, что автором была женщина. А. фон Гарнак считал, что в пользу его гипотезы говорит то, что в Послании Евреям присутствуют тема странничества (Евр. 11:13–16), употребление морских терминов (Евр. 3:6, 14; 6:19; 13:9), интерес к скинии (Акила и Прискилла занимались палатками), тема сыновства (Евр. 5:12; 11:23; 12:7) и отцовства (Евр. 7:3; 11:23). Кроме того, Прискилла помогла мужу в наставлении Аполлоса в христианской вере (Деян. 18:26). Однако против этой гипотезы у исследователей есть весьма убедительный аргумент: в Евр. 11:32 употреблено причастие мужского рода, которое говорит о том, что писавший был мужчиной. VII. Другие предположения. Кроме указанных авторами Послания Евреям назывались апостол Филипп, Епафрас (о котором говорится в Флм. 23; Кол. 1:7; 4:12), Аристион, Тимофей и даже Пресвятая Дева Мария. Некоторые авторы называли Послание Евреям псевдоэпиграфом, неподлинность которого была раскрыта уже в древности, что стало причиной анонимности. Датировка Послания Евреям тесно связана с решением вопроса об авторстве. Среди критически настроенных библеистов лишь немногие в настоящее время выступают за дату до 70 г. (Дж. Робинсон – 67 г., Х. Монтефьоре – между 53 и 54 гг.; в русской библеистике к 63–64 гг. относил Послание Евреям Феофан; А.В. Иванов считал наиболее подходящим 64 г.; епископ Кассиан датировал Послание Евреям 62 г.). Рассматриваемая в библейской критике самая поздняя дата для написания Послания Евреям – время составления первого Послания Климента Римского, в котором Послание Евреям цитируется (вывод о литературной зависимости двух памятников делается на основании схожего цитирования Ветхого Завета, отличающегося в ряде мест от версии Септуагинты). При этом датировки первого Послания Климента колеблются (общепринятой считается 96 г. – время гонений при императоре Домициане, однако есть и альтернативные – от 70 до 140 г.). Внутренние данные не дают исследователям возможности однозначной датировки. Автор Послания говорит о том, что он и его адресаты были наставлены в вере слушавшими Господа во время Его земного служения (Евр. 2:3). Поскольку в другом месте он говорит, что адресатам его Послания уже надлежит самим быть учителями (Евр. 5:12), с того момента прошло достаточно много времени. Вопрос о том, знал ли автор Послания о разрушении храма в 70 г., также не имеет решения. Ряд признаков указывают на то, что храм во время составления Послания ещё стоял. Противопоставление в Евр. 13:14 подразумевает существование земного Иерусалима, от которого христиане отказываются в пользу небесного. Однако то, что автор пишет о богослужении Иерусалимского храма в настоящем времени (Евр. 7:8; 8:3–5; 9:6–9, 13; 10:1–3; 13:10; ср.: 9:25; 10:11), по мнению ряда исследователей, не даёт оснований датировать Послание Евреям временем до разрушения храма (точно так же пишут авторы конца I – начала II в.).

 



 
PR-CY.ru