ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ - Страница 12

В настоящее время существует несколько гипотез. I. Апостол Варнава в качестве возможного автора называется впервые Тертуллианом. Б. Уэсткотт полагал, что под Посланием Варнавы Послание Евреям, возможно, упоминается в Кларомонтанском каталоге, поскольку указанное там количество строк соответствует, скорее, Посланию Евреям, чем Посланию Варнавы. Гипотеза авторства Варнавы была воспринята рядом крупных учёных в XIX–XX вв. Варнава, по свидетельству книги Деяний св. апостолов, был левитом (Деян. 4:36), а потому хорошо знал храмовое богослужение (что отразилось в Послании Евреям). Поскольку он родился на острове Кипр, то мог иметь эллинистическое образование, достаточное для написания Послания Евреям. Кроме того, сторонники гипотезы сопоставляют указание на Варнаву в Деян. 4:36 как на «сына утешения» с Евр. 13:22, где Послание названо «словом увещания». Однако объяснить исчезновение имени Варнавы из заглавия исследователям крайне трудно. II. Согласно приведённому выше свидетельству Оригена, некоторые приписывали авторство Послания Евреям апостолу Луке, а Климент Александрийский считал Луку переводчиком Послания на греческий язык. Апостол Лука – единственный из новозаветных авторов, эллинистическое образование которого не вызывает сомнений. Кроме того, есть некоторое литературное сходство Послания Евреям с произведениями апостола Луки, прежде всего, с проповедью первомученика Стефана из книги Деяния св. апостолов. Однако в данном случае речь может идти как о литературной зависимости, так и об общем предании. III. Климент Римский. Гипотеза, известная во времена Оригена, основана на обилии параллелей между Посланием Евреям и первым Посланием Климента Римского к Коринфянам. Сторонником этой теории был Эразм Роттердамский. Однако уже Б. Уэсткотт показал, что различий между этими Посланиями больше, чем сходства. Язык и стиль Климента, его метод цитирования, его кругозор совершенно иные, чем у автора Послания Евреям. IV. Сила (или Силуан), имя которого несколько раз встречается в Новом Завете (2 Кор. 1:19; Деян. 15:40–18:5; 1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1; 1 Петр. 5:12), считается возможным автором ввиду сходства Послания Евреям с первым Посланием апостола Петра, в написании которого он принимал участие (1 Петр. 5:12). Т. Хьюитт приводит в пользу авторства Силы следующие аргументы: Сила был известен в Риме (1 Петр. 5:12) и в Иерусалиме; Тимофей и Сила хорошо знали друг друга; автор первого Послания апостол Пётр и автор Послания Евреям использовали Септуагинту. Однако для исследователей очевидно, что этих аргументов явно недостаточно для вынесения однозначного суждения. V. Аполлос. Эта гипотеза, возникшая во времена Мартина Лютера, была поддержана им, в результате чего завоевала широкое признание (к ней склонялись Ф.У. Фаррар, С. Спик, Х. Монтефьоре и др.). Основные аргументы в пользу этой гипотезы: Аполлос был иудеем, хорошо знал апостола Павла и находился под его влиянием; он был родом из Александрии (Деян. 18:24), что объясняет связь или общий круг идей Послания Евреям с учением Филона; его красноречие («муж красноречивый») согласуется с риторикой Послания Евреям; сотрудничал с апостолом Тимофеем; пользовался большим авторитетом (ср.: 1 Кор. 1:12; 3:4).

 



 
PR-CY.ru