ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ

ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ – одно из сочинений, составляющих корпус Посланий апостола Павла и входящих в канон Нового Завета. Основная цель Послания Евреям – укрепить христиан в вере в Иисуса Христа, Который выше прежнего Откровения (Евр. 1:1–3), выше ангелов (Евр. 1:4– 2:18), выше Моисея (Евр. 3:1–6), Иисуса Навина (Евр. 4:1–13), выше ветхозаветного священства (Евр. 4:14–5:10), и воодушевить их на терпение в скорбях и в период гонений. В Послании Евреям говорится о предсуществовании Христа, через Которого был сотворён мир (Евр. 1:2) и словом силы Которого он сохраняется (Евр. 1:3). Христос называется «сиянием славы и образом ипостаси» Бога (Евр. 1:3; по мнению исследователей, здесь содержится аллюзия на Прем. 7:25, где говорится о Премудрости, которая «есть дыхание силы Божьей и чистое излияние славы Вседержителя»). Чаще всего в Послании Евреям Христос именуется Сыном (Евр. 1:2, 5; 4:14; 5:5; 6:6; 7:3 и т.д.). Как Сын Божий Он является наследником всего (Евр. 1:2). Ему поклоняются ангелы (Евр. 1:6). О Боговоплощении в Послании Евреям говорится как о пришествии Христа в мир (Евр. 10:5). Его пришествие является одним из этапов домостроительства спасения (после явления ряда пророков) и знаменует наступление «последних дней», предвозвещенной пророками мессианской эпохи (Евр. 1:1–2). В Послании Евреям подчёркивается, что Христос обладает той же природой, что и те, кого Он пришёл спасти (Евр. 2:14), во всём уподобился им для умилостивления за грехи (Евр. 2:17). Единственное, что отличало Его от людей во время земного служения, – безгрешность (Евр. 4:15). При этом Плоть Христова сравнивается с завесой (Евр. 10:20), что указывает на Его божественную природу. Более того, Иисус Христос прямо именуется Богом, поскольку к Нему относятся слова из Пс. 44:7: «Престол Твой, Боже, вовек» (ср.: Евр. 1:8). В Евр. 5:7 утверждается реальность страданий Мессии: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за (Своё) благоговение». Своей Смертью Он победил дьявола (Евр. 2:14–15). О воскресении Господнем говорится лишь однажды (Евр. 13:20). Вознесение Христово в традициях еврейской апокалиптики описывается как «прохождение небес» (Евр. 4:14). Воскресший и Вознёсшийся Христос восседает одесную Бога (Евр. 1:3, 13; 12:2). Важнейшим аспектом христологии Послания Евреям является описание первосвященнического служения Христа, Который вошёл в Святое святых и принёс Свою Кровь (Евр. 9:12). Он предстательствовал за народ пред Лицом Божьим (Евр. 9:24). Его жертвой уничтожен грех (Евр. 9:26). Она была принесена однократно (Евр. 10:10), раз и навсегда (Евр. 10:12). Как Христос пребывает вечно, так и священство Его непреходяще (Евр. 7:24). Второе пришествие Христово должно принести с собой полноту спасения тем, кто Его ожидают (Евр. 9:28). В библейской критике ставился вопрос о значении сравнения Христа с ангелами. Некоторые исследователи считали, что это было обусловлено либо желанием исключить возможность поклонения христиан ангельскому чину наравне с Богом, либо противостоянием эбионитской христологии, в которой Христос понимался как главенствующий ангел.

 



 
PR-CY.ru