ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ - Страница 11

Правда, исследователи подчёркивают, что это можно объяснить тем, что апостол язычников не хотел подписываться своим именем, обращаясь к евреям, поскольку, с одной стороны, его имя могло вызывать неприятие, с другой, в Послании Евреям апостолом называется Сам Иисус Христос (Евр. 3:1). Второй аргумент против авторства апостола Павла – язык Послания, который свидетельствует о риторическом образовании автора (стройная аргументация, последовательное изложение, множество риторических приёмов). В качестве аргумента против авторства Павла часто указывают на различия в богословии Послания и других Посланий апостола Павла. Автор Послания Евреям больше уделяет внимания вознесению, чем воскресению Христову. Он чаще называет Христа «Сыном» (Евр. 1:2; 5:8; 7:28), но при этом говорит и просто «Иисус», тогда как в других Посланиях апостола Павла об Иисусе всегда говорится с подобающими титулами (Господь, Христос и т.д.). В Послании Евреям не встречаются характерные для Посланий Павла термины «благовестие», «откровение», «знание», «тайна», «исполнение», «оправдание», но зато часто говорится о «святилище», «совершенстве», «священстве». Автор Послания не использует выражения «во Христе» и семантически близкие к нему. О праведности говорится только в Евр. 11:7, но в другом смысле, чем обычно в текстах апостола Павла. Однако все эти расхождения исследователи не могут отнести к разряду противоречий (даже Ориген признавал богословские идеи Послания Павловыми). По мнению Ф. Нарборо, с тем, что известно о жизни Павла, невозможно согласовать одно биографическое указание: если апостол Павел говорит о себе, что вере он «научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:12; ср.: Еф. 3:3: «Мне через откровение возвещена тайна»), то автор Послания Евреям указывает на то, что христианское учение утвердилось в нём слушавшими Господа, т.е. апостолами (Евр. 2:3). Но формально противоречия исследователи здесь не находят, поскольку обращение апостола Павла, по его признанию, было уникальным. Автор Послания Евреям иначе интерпретирует Авв. 2:3–4 (ср.: Евр. 10:37–38 и Гал. 3:11; Рим. 1:17) и 2 Цар. 7:14 (ср.: Евр. 1:5 и 2 Кор. 6:18). В целом цитаты из Ветхого Завета вводятся в Послание Евреям иначе – формулой «говорит Дух Святый» (Евр. 3:7) или «(Бог) говорит» (Евр. 1:6, 7; 5:6; 8:5, 10), тогда как в других Посланиях апостола Павла – «написано» или «Писание говорит». В Послании Евреям используются частицы и местоимения, никогда не встречающиеся в бесспорно подлинных Посланиях Павла: «поcему» (Евр. 2:17; 3:1; 7:25; 8:3; 9:18; 11:19), «если только» (Евр. 3:14; 6:3), «чтобы не» (Евр. 2:1; 3:12; 4:1; 9:17; у апостола Павла только однажды в 2 Тим. 2:25). При этом в Послании Евреям нет типично Павловых «теперь», «уже», «ибо», «ли», «если кто», «если же, а если», «разве, если только, как», «чтобы не», «впредь, более не», «да», «и потому, итак», «если только», «что же?», «ибо что?», «но скажет кто-нибудь», «что же скажем?», «итак, скажешь», «да не будет!», «итак, посему», «разве не знаете?», «но я скажу вам». Критическая библеистика, тем не менее, не смогла дать однозначного ответа на вопрос: кем же составлен данный текст?

 



 
PR-CY.ru