ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ - Страница 18

В Евр. 13:5 есть коллация Нав. 1:5, Втор. 31:8 и Быт. 28:15, совпадающая с трактатом Филона «О смешении языков» и неизвестная по другим источникам. В Послании Евреям Христос называется Тем, через Кого Бог сотворил мир (Евр. 1:2), и у Филона о Логосе говорится как об инструменте, с помощью которого Бог создал мир. В Евр. 1:3 о Христе говорится как о «сиянии славы» и об «образе ипостаси», что перекликается с тем, что Филон говорит о Логосе. Христос представлен как Первосвященник по чину Мелхиседека в Евр. 5:10 и 7:3, тогда как Филон говорит о Логосе как о Первосвященнике, а о Мелхиседеке как об образе Логоса. Кроме того, ангелология Послания Евреям близка к взглядам Филона (Евр. 1:14; 13:2). Послание Евреям и сочинения Филона роднит также учение о степенях совершенства (см., например: Евр. 5:11–6:3). Признаком влияния на Послание Евреям со стороны Филона считается также космологический дуализм подлинного горнего и преходящего земного миров (ср.: Евр. 8:4–5, где говорится о том, что Иерусалимский храм и богослужение являются отражением высшей реальности – «служат образу и тени небесного»; см. также: Евр. 9:23–24). Однако в Послании встречается и традиционный для еврейской и христианской эсхатологии временной дуализм текущего и грядущего веков: во временном смысле в Послании Евреям говорится о том, что закон «имеет тень будущих благ» (Евр. 10:1), о будущей вселенной, покорённой Христу (Евр. 2:5), о приближении «дня оного» (Евр. 10:25), о катастрофе, которая ждёт этот мир (Евр. 1:11–12; 12:26), о воскресении и о суде (Евр. 6:2; 10:27, 31; 11:35; 12:23). При этом пространственный и временной дуализм в Послании Евреям тесно связаны: народ Божий ожидает небесное отечество, приготовленный Богом город (Евр. 11:14–16), небесный Иерусалим (Евр. 12:22), будущий постоянный град (Евр. 13:14). Использование автором Послания платонической терминологии (образ, подобие, тень, вещь, вместообразное, подлинное – Евр. 8:5; 9:24; 10:1), как полагают исследователи, свидетельствует о его знакомстве со средним платонизмом. Однако исследователи расходятся в оценках того, насколько хорошо автор и его аудитория понимали платоновские термины, поскольку язык Послания менее точен с философской точки зрения. Исследователи отмечают большое сходство между Посланием Евреям и первым Посланием апостола Петра. К числу общих тем относятся: учение о том, что Христос явлен в последние дни (Евр. 9:26; 1:2; 1 Петр. 1:20; 5:4), Крестная смерть – центр домостроительства спасения (Евр. 7:27; 9:26; 10:12; 1 Петр. 3:18), Жертва принесена Безгрешным (Евр. 4:15; 7:26; 1 Петр. 1:19; 2:22; 3:18), учение о вознесении Христа (Евр. 1:3–4, 13; 4:14; 5:6; 8:1; 10:12; 1 Петр. 3:21–22), образ кропления крови (Евр. 10:22; 12:24; 1 Петр. 1:2), связь Жертвы и Крещения (Евр. 10:22; 1 Петр. 3:20–21), тема гонений (Евр. 2:18; 10:32–34; 12:3; 1 Петр. 1:6; 4:13–14, 19) и т.д. Однако в Послании Евреям нет характерного для первого Послания апостола Петра свода наставлений (1 Петр. 2:11–3:7), а в первом Послании апостола Петра – образов, связанных с первосвященническим служением.



 
PR-CY.ru