ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ - Страница 16

Г. Хьюз предложил деление на шесть частей на основе темы противопоставления Откровения через Христа и ветхозаветной истории: Христос выше пророков (Евр. 1:1–3); Христос выше ангелов (Евр. 1:4–2:18); Христос выше Моисея (Евр. 3:1–4:13); Христос выше Аарона (Евр. 4:14–10:18); Христос как новый путь (Евр. 10:19–12:29); заключительные просьбы, увещевания, приветствия (Евр. 13:1–25). А. Вануа опирался на ключевые слова и смену жанров. Он выделял вступление (Евр. 1:1–4), пять разделов. Первый раздел: Христос как Сын Божий (Евр. 1:5–14), паренесис (Евр. 2:1–4), человечество Христа (Евр. 2:5–18); второй раздел: верность Иисуса Христа (Евр. 3:1–4:14), Христос как сострадающий Первосвященник (Евр. 4:15–5:10); третий раздел: предварительные увещевания (Евр. 5:11–6:20), Христос – Первосвященник по чину Мелхиседека (Евр. 7:1–28), совершенство Иисуса Христа (Евр. 8:1–9:28), Христос – причина вечного спасения (Евр. 10:1–18), заключительные увещевания (Евр. 10:19–39); четвёртый раздел: вера праотцов (Евр. 11:1–40), необходимость быть стойкими в вере (Евр. 12:1–13); пятый раздел: предостережения (Евр. 12:14–29), два блока наставлений (Евр. 13:1–6 и 13:7– 19) и заключение (Евр. 13:20–21). Сторонники уподобления Послания Евреям античным риторическим произведениям выделяют в нём exordium (вступление – Евр. 1:1–2:4), который прямо не относится к теме речи, но выполняет функции введения. За вступлением по правилам риторики должно следовать narratio (повествование), в котором перечисляются факты, относящиеся к теме речи, но в Послании Евреям его нет (правда, в античной традиции допускалось опущение narratio). Некоторые исследователи определяли как narratio Евр. 4:14–6:20, 1:5–4:13, 1:5–6:20 или 1:5–2:18. По мнению исследователей, скорее всего, в Послании Евреям за вступлением сразу следует propositio (Евр. 2:5–9), в котором содержится основной тезис речи (в данном случае говорится об искуплении Крестной смертью и вознесении Христовом). Дальше по правилам должны следовать аргументы. В Послании Евреям они основаны на трёх образных рядах: поколении Исхода, священстве и жертвах, Святом граде. Первая серия аргументов доказывает, что Иисус Христос прославлен через верность Богу и претерпевание страданий (Евр. 2:10–5:10), к чему призваны все христиане (Евр. 5:11–6:20). Далее доказывается, что Страсти Христовы – это Жертва, через которую люди приближаются к Богу (Евр. 7:1–10:25), о чём христиане должны помнить (Евр. 10:26–39). И наконец, говорится о том, что, будучи стойким в вере, народ Божий достигнет славы через страдания (Евр. 11:1–12:24), от которых нельзя отказываться (Евр. 12:25–27). Финал речи (peroratio) содержит призыв верно служить Богу (Евр. 12:28–13:21). Далее в Послании следует эпистолярное заключение (Евр. 13:22–25). Жанр Послания Евреям исследователи называют «литературной загадкой», поскольку его вступление и заключение указывают на разные литературные формы.

 



 
PR-CY.ru