ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ - Страница 17

В Послании Евреям отсутствует формула приветствия, характерная для всех новозаветных Посланий (за исключением первого Послания Иоанна) и считавшаяся неотъемлемой частью письма в античной традиции. Заключение же вполне традиционно. Мнения исследователей разделились: одни считают, что оригинальное традиционное начало было намерено удалено или утеряно, другие же признают эпистолярное заключение поздней добавкой к основному тексту. Есть и те, кто признают целостность Послания. Все теории так или иначе основываются на анализе языка главы 13. В пользу её единства с остальным текстом Послания говорит то, что в ней используются те же риторические приёмы, что и в других главах: хиазм (Евр. 13:2, 4, 10, 14), парономасия (Евр. 13:2, 18, 20, 22), необычные слова для привлечения внимания (Евр. 13:8, 11, 20), ритм (Евр. 13:3), ассонанс (Евр. 13:4, 5, 9, 13, 14, 16), аллитерация (Евр. 13:5, 19), классические идиомы (Евр. 13:2, 5, 15, 17). Часть исследователей считают, что Послание Евреям справедливо называется Посланием. Однако уже с конца XVIII в. многие учёные стали называть Послание Евреям проповедью или гомилией. На это указывает выражение в Евр. 13:22 – «слово увещания» (ср.: Деян. 13:15; 15:32). В XX в. было проведено тщательное сравнение Послания Евреям с образцами античного ораторского искусства. На основе указанных в античных учебниках риторики признаков учёные определяют жанр Послания Евреям как совещательную или эпидиктическую речь. Однако введение такой альтернативы некоторые исследователи считают излишним, поскольку эти типы речей были тесно связаны. Некоторые исследователи настаивают на том, что Послание Евреям не соответствует нормам античной риторики, а потому не следует использовать риторические категории при его анализе. Ещё в 1644 г. Гуго Гроций указал на возможную литературную зависимость Послания Евреям от трудов Филона Александрийского. Позже тема получила развитие в работе голландского учёного И. Карпцова. К концу XIX в. тезис о литературной зависимости стал общим местом в критической библеистике (из авторов XX в. горячим сторонником теории был С. Спик), хотя многие учёные высказывались более осторожно или вообще отрицали зависимость Послания Евреям от сочинений Филона. Послание Евреям и сочинения Филона объединяет, прежде всего, использование аллегорического метода толкования Писания, хотя выводы, к которым они приходят, различны. Сходства Послания Евреям с сочинениями Филона исследователи видели как на уровне лексики, так и на уровне тем и образов, которые в них встречаются. Так, в сочинении «О том, кто наследует божественное» (само название которого перекликается с Евр. 1:2) у Филона есть образ мира как святилища (ср.: Евр. 9:24), уподобление жизни в теле жизни на чужбине (ср.: Евр. 11:14–16), признание веры наиболее совершенной из добродетелей (ср.: Евр. 11), размышление об обетовании Аврааму (ср.: Евр. 6:13–20), понимание слова Божия как разделяющего и разрезающего (ср.: Евр. 4:12–13). В сочинениях Филона и в Послании Евреям встречаются одинаковые версии цитат из Священного Писания, неизвестные по другим источникам (Быт. 2:2; Исх. 25:40; Нав. 1:5; Притч. 11–14).

 



 
PR-CY.ru