ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - Страница 31

Его учение о том, каким образом Иисус Христос совершил спасение людей и в чём оно заключается, с одной стороны, имеет множество различных смыслов и аспектов, с другой – является внутренне целостным и взаимосвязанным. Это хорошо видно из его слов, сказанных как бы от лица каждого человека: «Когда я немоществовал плотью, послан был мне Спаситель в подобии плоти греховной (Рим. 8:3), исполняя таковое домостроительство, чтобы искупить меня от рабства, тления и смерти. Он стал для меня оправданием и освящением и искуплением (1 Кор. 1:30): оправданием, потому что Своей верой упразднил грех, освящением, потому что освободил (меня) водой и Духом и Своим словом, искуплением, потому что предал Себя и Свою истинно агнчую Кровь во искупление за меня; Он стал умилостивлением (Рим. 3:25) (для) очищения мира, (для) примирения всего на небе и на земле (ср.: Кол. 1:20), исполняя в определённое время тайну, сокрытую прежде веков и родов (Кол. 1:26)». Исходя из древнего сотериологического принципа «подобным – подобное», Епифаний Кипрский указывает, что наше спасение заключается в самом соединении божества и человечества во Христе, поскольку Бог Слово «приобщился к нашему (естеству) ради нашего (естества)», и Единородный Сын Божий «воспринял всего человека, чтобы во всецелом человеке всецело исполнить всё дело спасения, ничего не отвергнув от человека, дабы отвергнутая часть не стала вновь пищей диавола». Поскольку же человеческое естество вследствие грехопадения подверглось тлению и смерти, Бог Слово, «от нашей плоти восприняв плоть, стал подобным нам человеком, чтобы (Своим) божеством дать нам спасение и Своим человечеством пострадать за нас, людей, страдание разрушив страданием и смерть умертвив Своей смертью». Он «единожды умер, за нас, претерпев страдание ради наших страданий, единожды вкусил смерти, и смерти крестной, и Слово добровольно ради нас пришло на смерть, чтобы смертью умертвить смерть». Это было победой Христа не только над смертью, но и над адом, дьяволом и его воинством, властвовавшими над человечеством: «Крестом Он восторжествовал над начальствами и властями, смертью осудил грех, погребением похоронил беззаконие, вкушением смерти сокрушил жало смерти, схождением во ад отнял (силу) ада, освободил узников мужеством, поднял знамя креста против диавола». Епифаний Кипрский сравнивает действия Христа с действиями «хитроумного царя», который сначала отступает перед неприятелем, а затем внезапно переходит в наступление: так и Христос перехитрил дьявола, притворившись, что боится смерти, «и через это бросил вызов Своему противнику, чтобы, после того как последний вообразил, будто Спаситель испугался смерти, по домостроительству навести на него самого смерть во спасение умирающим». Так Христос «победил диавола, сокрушил жало смерти, восторжествовал над началами и властями, сломил силу греха». Епифаний Кипрский учит также, что крестная смерть Спасителя была жертвой Богу Отцу за грехи человечества: «Сам Единородный (Сын), пришедший стать за людей Первосвященником, воспринял от нас плоть, чтобы, (произойдя) от нас и став за нас приношением Своему Отцу Богу, назвать учеников братьями».

 



 
PR-CY.ru