ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - Страница 30

Поэтому Мария «только казалась женой этого мужа, но не имела с ним плотского общения», так же как и сам Иосиф, не приняв участия в рождении Спасителя по плоти, считался занимающим «положение Его отца по домостроительству». Епифаний Кипрский доказывает, что Мария до рождения Христа была Девой, ибо Его зачатие произошло непорочно, «без семени мужа». По свидетельству Священного Писания, Христос должен был родиться и родился от девы, такое «устроение зачатия» не могло произойти от людей, но «Христос истинно родился от Марии Приснодевы через Духа Святого, не от семени мужа, а от Самой святой Девы восприняв тело». Епифаний Кипрский замечает, что после чудесного зачатия и рождения Христа Мария осталась непорочной и чистой Девой и не имела плотских отношений с Иосифом: в Евангелиях не говорится о том, что после рождения Христа Мария родила кого-то ещё; если же там упоминаются братья и сёстры Господа, то под ними следует понимать детей Иосифа от первого брака, которые были старше Христа и называются Его братьями и сёстрами только на основании их «близкого родства» со Христом. Именование Христа «первенцем» (Мф. 1:25), по мнению Епифания Кипрского, означает, что Он не «первенец среди других детей», а «рождённый прежде всякой твари» (Кол. 1:15); в то же время выражение: Иосиф «не знал Её, как наконец...» (Мф. 1:25) – Епифаний Кипрский предлагает понимать как первоначальное незнание Иосифом возданной Пресвятой Марии высокой чести и славы от Бога. Таким образом, он убеждён, что «непозволительно оскорблять Святую Деву, Которая не вступала в плотское общение ни после, ни прежде зачатия Спасителя», отрицание чего он считает «самым нечестивым из всех заблуждений». Епифаний Кипрский не даёт точных сведений о том, как Богородица окончила земной путь, поскольку не знает наверняка, умерла ли Она или осталась бессмертной, что, по его мнению, также весьма возможно; он уверен только, что даже в первом случае «в чести успение Её, в непорочности кончина, и в девстве – венец», поскольку Она навсегда осталась непорочной Девой, «почётным и превосходнейшим сосудом». Относительно почитания Богоматери он говорит, что Она достойна почтения и чести как «собственная Мать Господа, потому что от Неё Господь родился истинно по плоти», и как «непорочная по причине чести, относящейся к Нему». Действительно, именно Святая Мария «была удостоена принять в Своё лоно Всецаря, Небесного Бога, Сына Божия, Её утроба стала Его храмом и была уготована в жилище Господа для (исполнения) Его домостроительства во плоти». Епифаний Кипрский выступает и против другой крайности – чрезмерного почитания Богоматери вместо Бога и совершения во имя Её священнодействий, как это делали в Аравии женщины, известные под названием коллиридианок. Критикуя их точку зрения, он указывает, что «Мария не Бог и не с неба получила тело, но была зачата, как Исаак, по обетованию от сочетания мужа и жены»; «истинно святым было тело Марии, но не Богом; истинно Дева была девой и почтенной, однако Она дана нам не для поклонения, но сама поклоняется Рождённому от Неё по плоти и явившемуся с небес из недр Отчих». В целом Епифаний Кипрский выражает своё мнение по этому вопросу в краткой формуле: «Мария (да будет) в чести, поклоняем же да будет Господь».

 



 
PR-CY.ru