ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - Страница 37

Таким образом, по мнению автора, «не подобает нам иметь Бога изображённым красками и (с различными) членами»; не следует вешать иконы в церквах, на могилах святых и в общественных местах, но надо всегда почитать Бога в сердце. Память Епифания Кипрского отмечается дважды в Типиконе Великой церкви IX–XI вв.: 12 мая и 14 июля. 12 мая память Епифания Кипрского совпадает с памятью Германа Константинопольского; указано общее для этих святых последование, включающее на Пс. 50 тропарь четвёртого гласа, прокимен из Пс. 63 со стихом, Апостол – Евр. 13:7–16 и Деян. 12:25 – 13:12, аллилуиарий из Пс. 131, Евангелие – Ин. 10:9–16, причастен из Пс. 32; 14 июля указано только имя Епифания Кипрского без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем самую древнюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Епифания Кипрского отсутствует, однако в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, XI–XII вв.) память Епифания Кипрского отмечается 12 мая; последование Епифания Кипрского состоит из канона, цикла стихир и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI в., 12 мая соединяются последования Епифания Кипрского, Германа Константинопольского и Октоиха; утреня совершается с пением «Бог Господь»; святым указаны общий отпустительный тропарь четвёртого гласа и кондак; Епифанию Кипрскому посвящены канон авторства монаха Иоанна, цикл стихир, седален; на литургии поются тропарь святым, прокимен из Пс. 115 со стихом, аллилуиарий из Пс. 131, Апостол и Евангелие – дня. В Мессианском Типиконе 1131 г. 12 мая отмечается память Епифания Кипрского, Германа Константинопольского и Филиппа Аргирия; святым указан тот же, что и в Евергетидском Типиконе, отпустительный тропарь. В различных редакциях Иерусалимского устава с древнейших рукописных памятников (например, XII–XIII вв.) и вплоть до современных изданий богослужебных книг память Епифания Кипрского отмечается 12 мая вместе с памятью Германа Константинопольского. Богослужение в этот день совершается по типу службы двух святых без знака. Во всех редакциях указывается общий отпустительный тропарь святителям четвёртого гласа; в греческих Кондакарях начиная с XII–XIII вв. встречается кондак четвёртого гласа, который в печатных богослужебных книгах уже обязательно указывается 12 мая. Последование Епифания Кипрского, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь первого гласа («Двоицу божественной Церкви») – в греческой Минее, четвёртого гласа – в славянской; кондак четвёртого гласа; канон авторства монаха Иоанна (указан уже в Евергетидском Типиконе) первого гласа, с акростихом (без богородичнов; «Епимаха слава наполнила землю»; в славянской Минее акростих не указан), ирмос, разные циклы стихир-подобнов, два самогласна (только в греческой Минее), разные седальны; светилен. Согласно русской Минее, 12 мая на литургии назначается прокимен из Пс. 48 со стихом, Апостол – Евр. 7:26 – 8:6, аллилуиарий из Пс. 36 со стихом, Евангелие – Мф. 5:14–19. По рукописям известны песнопения Епифанию Кипрскому, не вошедшие в современные издания богослужебных книг: кондак второго гласа, кондак «Светлейшие сладкогласного твоего языка».

 



 
PR-CY.ru