ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - Страница 32

Господь, будучи Богом Словом и Сыном Божьим, «ради нас стал человеком от Марии без семени мужа, взяв смешение от человечества, приносит Отцу священство, не имеющее преемства, чтобы за нас стать Священником по чину Мелхиседекову. Ибо Он пребывает вовек приносящим дары за нас, сначала принеся Самого Себя на кресте, чтобы упразднить всякую жертву Ветхого Завета, священнодействуя совершеннейшую и живую (жертву), Сам (будучи) Жертвой, Сам – Закланием, Сам – Священником, Сам – Жертвенником, Сам – Богом, Сам – человеком, Сам – Царём, Сам – Первосвященником, Сам – Овцой, Сам – Агнцем, ради нас став всем во всех, чтобы стать для нас Жизнью». Согласно Епифанию Кипрскому, Христос есть не только Первосвященник, но и Посредник между Богом и человеком (ср.: 1 Тим. 2:5), «посредствующий между той и другой стороной»; «ведь Он именно так является Посредником между Богом и человеками, будучи Богом и став человеком, не изменившись по природе, но по тому и другому (естеству) посредствуя между обоими (сторонами)». «Христос как Посредник всё в Себе примиряет с Богом, не вменяя греха (1 Кор. 5:19), исполняя сокровенные тайны с верой в Его Завет, предобетованный Законом и Пророками, возвещается как Сын Божий и называется Сыном Давидовым, ибо Он и то и другое – Бог и человек, Посредник Бога и человеков, истинный Дом Божий, Святое Священство (1 Петр. 2:5), Податель Святого Духа, возрождающего и обновляющего всё для Бога». Подобно Иринею Лионскому, Афанасию Великому и великим каппадокийцам, Епифаний Кипрский рассматривает совершённое Богом Словом спасение как «обожение» воспринятой Им человеческой природы посредством соединения её с божественной природой «в одно совершенство» и «единство», «в один Дух», «в одну силу» и «в одно Божество». По мнению Епифания Кипрского, после воскресения и вознесения на небо «святое тело Христа окончательно соединилось с божеством, которое всегда соприсутствовало со святым телом, претерпевшим таковые страдания; ибо Иисус воскрес и соединил его в Себе в один Дух, в одно единство, в одно славословие, в одно Своё Божество»; «Его истинное тело, поскольку соединилось в одно единство и одно Божество, уже не подлежит страданию, уже не умирает» и, таким образом, «способное к страданию навсегда остаётся бесстрастным, божественным, с телом, душой и всем человечеством; и Он, будучи Самим Богом, восшёл на небеса и воссел одесную Отца во славе, не отложив тела, но (соделал его) духовным, соединив в совершенстве одного Божества». В полемике с различными ересями Епифаний Кипрский раскрывает учение о кафолической церкви как носительнице и хранительнице истинной веры, тщательно оберегающей её от нападок и искажений со стороны различных ересей и расколов. Согласно ему, церковь, которую он ещё до Никео-Константинопольского Символа веры называет «святой и единой, кафолической и апостольской», а также «кафолической, апостольской и православной», – это «Рай великого Художника», «Град Святого Царя», «Святой Иерусалим», «чистая Дева», «Невеста Христова, обручённая в вере только одному Мужу», «твёрдое Основание и Камень», «спасительное Жительство», «наша честная Матерь».

 



 
PR-CY.ru