ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - Страница 36

В противовес этому Епифаний Кипрский учит, что «как тело и душа составляли одного человека, сотворённого Богом, так справедливый Судия воскресит (каждое) тело и даст ему его собственную душу. И таким образом Суд Божий будет справедлив, когда и то, и другое вместе приобщатся наказания за грехи или воздаяния за добродетель богочестия, которое будет оказано святым». Воскреснет всё тело целиком, со всеми его членами, поскольку не могут быть в теле одни члены воскресшими, а другие – невоскресшими. Как это подтверждается примерами Еноха, пророка Илии и Самого воскресшего Христа, воскресшее тело будет тем же самым, которое жило на земле. Епифаний Кипрский замечает, что воскресшее тело хотя и будет тождественно земному телу, но придёт в иное совершенное состояние и обретёт новые качества – станет «духовным», украсится «славой», «сиянием», «нетлением», «бессмертием», «бесстрастием» и «духовной тонкостью», позволющей ему свободно проникать через другие тела. Во время Своего Второго пришествия Христос «во мгновение» совершит «всеобщее воскресение», ибо Он Сам есть «воскресение мёртвых» и «начаток умерших». Хотя вопрос о подлинности приписываемых Епифанию Кипрскому сочинений против икон остаётся спорным, многие западноевропейские учёные, начиная с 1916 г., т.е. со времени публикации Холлем сохранившихся фрагментов из них, отводят Епифанию Кипрскому определённое место в истории возникновения и развития иконоборческих идей. В связи с чем для исследователей представляют интерес основные аргументы против изготовления и почитания икон, содержащиеся в этих сочинениях. Прежде всего, автор замечает, что во всём Священном Писании Ветхого и Нового Заветов заповедуется поклонение только Богу (Отцу) и Спасителю Христу, Сыну Божию. Поэтому поклонение ангелам и святым есть не что иное, как идолослужение, тем более – поклонение их иконам, которые не соответствуют их духовной природе и прославленному состоянию; к тому же они сами никак не желают, чтобы им поклонялись. Автор убеждён, что Бога как непостижимого, неизъяснимого и неописуемого вообще невозможно изобразить. То, что Сын Божий воплотился от Святой Девы Марии и стал совершенным человеком, не даёт право изображать Его отдельно как человека, поскольку Он всё равно остаётся «непостижимым Сыном Божиим»; в противном случае Он окажется неподобным Отцу. Поэтому не следует пытаться изобразить материальными красками «Божественный образ Бога Слова в воплощении». Кроме того, Он Сам во время Своего пришествия на землю нигде не повелел «изготовлять Своё подобие», поклоняться Ему или взирать на Него; таковое повеление происходит от лукавого и направлено на презрение Бога; оно чуждо Священному Писанию, отвращает верующих людей от Бога и возвращает их к «древнему идолопоклонству». К тому же никто из древних отцов не бесчестил Христа, изображая Его на иконе, и не вешал её в церкви или в своём доме; это же касается и изображений пророков и апостолов. В иконописных изображениях Христа и святых встречается множество выдумок и нелепостей, привнесённых домыслами их авторов, что обличает лживость этих изображений.

 



 
PR-CY.ru