ЕВХАРИСТИЯ - Страница 10

Прежде всего, в повествованиях евангелистов под «Пасхой», очевидно, не всегда понимается одно и то же. Так, в Евангелии от Марка (Мк. 14:1) сказано отдельно о «Пасхе» (15 нисана) и об «опресноках» (семь дней с 15 по 21 нисана). В параллельном месте Евангелия от Матфея (Мф. 26:2) упоминание дней опресноков отсутствует и говорится или о празднике 15 нисана, т.е. только о Пасхе, или обо всём периоде дней опресноков, первым из которых является Пасха. Однако в Лк. 22:1 говорится, что праздник опресноков называется Пасхой. В Мк. 14:12 и Лк. 22:7 отождествляются первый день опресноков и тот, в который приносили в жертву агнца (14 нисана), т.е. праздник опресноков получается восьмидневным. Такой подсчёт отличается от большинства указаний Ветхого Завета, однако исследователи встречают его у Иосифа Флавия. В Талмуде, где «пасхой» чаще всего называется агнец, приносимый в жертву 14 нисана, вместе с тем есть и места, где «пасхой» названы жертвы всего пасхального периода, включая праздник опресноков (ту же мысль исследователи встречают в раввинистических толкованиях на Втор. 16:2–3), т.е. к I в. н.э. выражение «вкушать пасху» из-за отождествления праздников Пасхи и опресноков могло служить синонимом выражения «вкушать праздничное» (ср.: 2 Пар. 30:22). Следовательно, два места в Евангелии от Иоанна, которые считаются указанием на особую хронологию этого Евангелия, всё же можно гармонизовать с рассказом других евангелистов. В Ин. 18:28 слово «пасха» может относиться не к агнцу, закалаемому 14 нисана, а к жертвам праздника опресноков (когда агнец уже съеден); указание, содержащееся в Ин. 19:14, исследователи понимают не в смысле «пятницы перед Пасхой», а «пятницы Пасхи», т.е. не кануна 14 нисана, а кануна субботы пасхального (опресночного) периода. Наконец, Симон Киринеянин не обязательно шёл с поля после работы, он мог просто жить в сельской местности и оттуда идти на праздник в Иерусалим (исследователи не исключают также и возможности того, что он мог быть самарянином или даже язычником и поэтому мог не праздновать вместе с иудеями), а то обстоятельство, что арест Иисуса Христа случился за день до субботы, могло не позволить откладывать суд до окончания пасхального торжества. Таким образом, для объяснения различий между Евангелием от Иоанна и Евангелиями от Матфея, от Марка и от Луки в данном случае не обязательно предполагать различие хронологий, поскольку в Евангелии от Иоанна слово «пасха», как полагают исследователи, относится к периоду с 14 по 21 нисана, но и по некоторым высказываниям других евангелистов можно предположить, что «пасхой» называется и день, предшествующий 15 нисана. Однако точный ответ на вопрос о дате Тайной вечери остаётся открытым. Апостол Павел, сообщая об установлении евхаристии, сказал лишь то, что произошло это «в ту ночь, в которую предан был» Господь Иисус (1 Кор. 11:23). Как полагают исследователи, основное значение имеют содержание и детали самой трапезы, а не день её совершения. II. Рассказ об установлении евхаристии. Повествование об установлении евхаристии во время Тайной вечери приведено в Евангелиях в двух несколько различающихся версиях. Одну содержат Евангелия от Матфея и от Марка, другую – Евангелие от Луки (в Евангелии от Иоанна, где также есть рассказ о Тайной вечере, об установлении евхаристии не упоминается; отдельный вопрос составляет отношение к евхаристии обряда омовения ног и прощальной беседы Спасителя, связанных в повествовании евангелиста Иоанна с Тайной вечерей).

 



 
PR-CY.ru