ЕВХАРИСТИЯ - Страница 279

В дальнейшем традиционным стало расположение этой композиции под конхой в центральной апсиде. В средневизантийский период во главе правой группы причащающихся апостолов часто представляют апостола Павла (фреска церкви Святой Софии в Охриде; мозаики собора Святой Софии в Киеве, 1040 гг., и собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, 1113 г.; миниатюра Евангелия, XI в.). Среди апостолов в евхаристии может быть изображён Иуда: отвернувшийся, идущий или убегающий, вынимающий изо рта Святые Дары (например, в росписи церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари, Кипр, 1105/1106 г.). На фресках новгородских церквей – Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле, 1380 гг., и великомученика Феодора Стратилата на Ручью, 1380 гг., Иуда выделен тёмным нимбом. В церкви Пресвятой Богородицы «тис Подиту» на Кипре (1502 г.) Иуда изображён последним слева; на него, уходящего, оглядываются апостолы. Иуду изображали также с бесом в устах. В росписях афонских монастырей этот мотив был широко распространён: в параклисе церкви святого Георгия в монастыре Ксенофонт на плече отвернувшегося Иуды сидит демон. Эта же сцена встречается в параклисах церквей, например, церкви Портаитиссы монастыря Ватопед, в соборах монастырей Дохиар, Каракалл, Иверском ( все XVI в.). Этот обычай нашёл отражение в афонской книге наставлений иконописцам («Ерминии»), которая предписывает изображать Христа за престолом с разведёнными руками, держащим в правой руке – святой Хлеб, в левой – святую Чашу. С правой стороны первым причащающимся из шести апостолов стоит апостола Пётр. За ними изображён Иуда, обращённый лицом назад, в его уста входит бес. Необычным исследователи считают тип композиции «Причащение апостолов» представлен в церкви Перивлепты в Мистре (1360 гг.): Христос изображён здесь дважды, оба раза – посреди апостолов (по три с каждой стороны). В XIV–XV вв. получило развитие иконографическое осмысление темы священства Христа: Спасителя представляют облачённым в архиерейские одежды, а ангелов, изображённых с дикирием и трикирием, кадилом, рипидами в руках, – в диаконские (церковь Вознесения Господня монастыря Дечаны, Косово и Метохия, около 1348 г.; церковь Вознесения Господня в монастыре Раваница, Сербия, около 1387 г.; церковь святого Никиты в Чучере, Македония, до 1316 г.). Впоследствии композиция «Причащение апостолов» переместилась из алтаря в иконостас – сень над царскими вратами (первая известная икона с этой композицией – синайская XI в., «литургического» типа). В праздничном ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры за иконой «Тайная вечеря» помещены две иконы с изображением причащения (под двумя видами). В палеологовскую эпоху изображение евхаристии исследователи встречают в памятниках лицевого шитья (например, «Причащение апостолов» на рукавах далматики XIV в., Музеи Ватикана). См. также ст. Агнец Божий, Небесная литургия, Служба святых отец.



 
PR-CY.ru