ЕВХАРИСТИЯ - Страница 5

Однако происхождение этого термина вероятнее исследователи связывают не с характером таинства, а с тем, что в раннехристианскую эпоху словом «евхаристия» могли обозначать вообще любую церковную молитву, не только над Дарами (исследователям известны раннехристианские молитвы «евхаристии» над елеем и проч.) – подобно тому, как в раввинистическом иудаизме молитвы самого разнообразного содержания называются «берахот» (множественное числе от «благословение»), – но со временем термин «евхаристия» закрепился только за главным христианским богослужением. Евхаристией может называться не только таинство как таковое, но и чин, согласно которому оно совершается, т.е. Божественная литургия (в западной традиции евхаристическую литургию обычно называют мессой, а в различных нехалкидонских традициях, как правило, – литургией или Жертвой; в протестантских деноминациях используются разные термины для обозначения евхаристической трапезы – например, «вечеря Господня», «таинство алтаря», «служба Причащения»), а также сами Святые Дары. Уже в раннехристианскую эпоху таинство евхаристии могло обозначаться не только термином «евхаристия» (одно из первых употреблений которого содержится в «Дидахе», где сохранился и древнейший текст евхаристических молитв), но и другими словами. Так, наименование евхаристии «преломлением хлеба» исследователи встречают уже в Евангелии от Луки и в «Книге деяний святых Апостолов» (Деян. 2:42, 46; 20:7, 11; 27:35; ср.: Лк. 24:35), а также в апокрифических «Деяниях апостола Павла»; предписание «преломляйте хлеб и благодарите» содержится в «Дидахе». В позднейшей церковной традиции это наименование исследователи встречают у Епифания Кипрского, в цитатах из него у Анастасия Синаита, в деяниях первого Латеранского собора 549 г. и у Константинопольского патриарха Евтихия в «Слове о Святейшей Евхаристии» (но оно не получило широкого распространения). В литургических текстах этот образ используется, например, в молитвословии на преломление хлеба в древнерусской редакции чина Божественной литургии. Другие раннехристианские названия евхаристии: «Вечеря Господня» (1 Кор. 11:20; у святых отцов исследователи встречают, главным образом, в комментариях к посланиям апостола Павла); собрание «вместе» (Деян. 1:15; 2:1, 47; 1 Кор. 11:20; 14:23); «Вечеря любви» (в позднейшей церковной традиции этот термин перестал обозначать евхаристию, см. статьи: Агапы, Вечеря Тайная); «Лекарство жизни» или «Лекарство бессмертия»; «Трапеза Господня» (1 Кор. 10:21; ср.: Лк. 22:30; Мал. 1:7, 12; Пс. 23:5; Ис. 25:6; Евр. 9:2; Иез. 41:22; 44:16; это раннехристианское наименование сохранилось и в позднейшей церковной литературе). В более поздний период наряду со словом «евхаристия» таинство евхаристии называли: «Собрание», «Жертва», «Приношение», «Причащение», «Напутствие» и др. Наряду с крещением евхаристия гораздо раньше других церковных священнодействий (уже в III–IV вв.) стала называться «таинством». Хлеб евхаристии (Пречистое Тело Христово) часто именуется Хлебом жизни, небесным или святым Хлебом и проч.; Чаша евхаристии (Пречистая Кровь Христова) – Чашей жизни, Чашей благословения и проч. Греческий догматист Христос Андруцос писал: «Евхаристия... именуется или «таинством», или «жертвой». Как таинство, её называют, в соответствии с различными аспектами таинства: Благодарением и Благословением – как установленную [Христом] с благодарением по иудейскому обычаю; Вечерей Господней и т.п. – по времени установления; Телом Христовым и Святой Чашей и проч. – по причине действительного присутствия [в ней] Тела и Крови Господних; Причащением и Напутствием – из-за её конечной цели, единения с Господом. Но с другой стороны, она называется Жертвой, Приношением – святой, таинственной, словесной и т.д.».

 



 
PR-CY.ru