ЕВХАРИСТИЯ - Страница 4

Их используют в своём богословии евхаристии уже древнейшие церковные авторы, чем подтверждается изначальность понимания евхаристии как Жертвы. Сам чин евхаристической литургии или его важнейшая часть (анафора) в церковной традиции часто именуются Жертвой (например, в литургическом диалоге перед началом анафоры в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста говорится о том, что мы приносим Богу жертву хваления; в некоторых языках для обозначения чина евхаристической литургии используются слова со значением «жертвоприношение»). В святоотеческой литературе в качестве наименования евхаристии очень часто используется выражение «бескровная Жертва» (исследователи встречают его в творениях Афинагора, Оригена, Евсевия Кесарийского, Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста, преподобных Варсонофия и Иоанна, преподобного Иоанна Дамаскина и многих других; это выражение исследователи встречают и в литургических текстах, в частности, трижды в византийской версии анафоры литургии Василия Великого). Различные аспекты православного учения о евхаристии как о Жертве были подробно раскрыты Николаем Кавасилой, который писал: «Жертва совершается и не прежде освящения хлеба, и не по освящении его, но в самом освящении, ибо надобно вполне соблюдать учение о ней веры, не опуская ничего. Какое же разумею учение? То, что эта Жертва есть не образ или вид жертвы, а истинная Жертва, что не хлеб принесён в жертву, а само Тело Христово, и к тому же, что Жертва Агнца Божия только одна и однажды совершилась... Хлеб прелагается не в вид заколения, а в само Заколение, в само Тело Господа, принесённое в жертву... Эта Жертва совершается не через заклание..., а через преложение хлеба в закланного Агнца». Жертва евхаристии тождественна крестной Жертве, но приносится иначе – через совершение литургии, поэтому она и называется бескровной. Евхаристическая Жертва не повторяет крестную, а таинственно являет её в освящении Даров. Она является Жертвой хвалы и благодарения, на что указывают и тексты литургий различных традиций. Но евхаристическая Жертва является также умилостивительной и поэтому приносится за живых и усопших: «Над этой Жертвой умилостивления мы молим Бога о всеобщем мире Церквей, о благостоянии мира, о царях, о воинах и соратниках, о [находящихся] в немощах, об измождённых [тяжёлым трудом] и вообще обо всех, нуждающихся в помощи, молимся мы все и сию приносим Жертву. После поминаем и прежде почивших – во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше; потом и о преставльшихся святых отцах и епископах и вообще о всех из нас прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и страшная Жертва... Мы за усопших, если они и грешники... Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога». В большинстве традиций анафор освящение Даров сопровождается молением о живых и усопших верных и, шире, о разных нуждах церкви и мира. Греческое слово «евхаристия» буквально означает «благодарение», поэтому в современной богословской литературе часто подчёркивается понимание таинства евхаристии как благодарения по преимуществу.

 



 
PR-CY.ru