ЕВХАРИСТИЯ - Страница 2

Правом приступать к святому причащению обладают лишь крещёные православные христиане («От Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьёт, кроме крещёных во имя Господне, ибо и о сём сказал Господь: не давайте святыни псам»), не находящиеся в состоянии отлучения от церкви (церковная традиция также предполагает, что причастники готовятся к святому причащению постом и молитвой). Причащение преподаётся и духовенству, и мирянам под двумя видами, хотя младенцам преподаётся только под видом вина; под одним видом причащение может быть преподано и тяжелобольным. Святые Дары также могут быть преподаны вне Божественной литургии – из-за болезни или по иным особым причинам. Кроме полной литургии в православной церкви существует особый чин литургии для дней Великого поста (в древности она могла совершаться и в некоторые другие дни) – литургия Преждеосвящённых Даров, которая не содержит анафоры, но включает помимо прочего определенные священнодействия над заранее освященными Дарами и причащение. С невидимой стороны евхаристия состоит, в первую очередь, в действительном и существенном присутствии Иисуса Христа в Святых Дарах: «Веруем, что в сём священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос, не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием..., но истинно и действительно, так, что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в само истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, было погребено, воскресло, вознеслось, седит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в саму истинную Кровь Господа, которая, во время страдания Его на кресте, излилась за жизнь мира». Сущностное изменение Даров в Тело и Кровь Христовы церковь с древности обозначала при помощи термина «преложение». Это изменение не влечёт за собой никакой перемены в Самом Христе: «Хотя в одно и то же время бывает много священнодействий во вселенной, но не много Тел Христовых, а Один и Тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных церквях верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения... делается одно и то же с Телом, сущим на небесах». Раздробление и разделение Святых Даров относится только к видам хлеба и вина и не затрагивает самого прославленного Тела Господа, и в каждой частице Святых Даров Иисус Христос присутствует всецело – и человечеством (телом и душой), и Божеством. Присутствие Господа в Святых Дарах сохраняется постоянно и не зависит от их употребления; без веры в это были бы невозможны литургия Преждеосвящённых Даров и практика причащения запасными (т.е. заготовленными заранее для особых случаев) Дарами. Освящённые Дары являются величайшей святыней христианской церкви и требуют благоговейного отношения.

 



 
PR-CY.ru