ЕВХАРИСТИЯ

ЕВХАРИСТИЯ – главное таинство христианской церкви, состоящее в преложении (греч. – изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (греч. – приобщение, принятие) верующих. Как писал Николай Кавасила, «содержание святого совершения священных Таин состоит в преложении Даров в Божественные Тело и Кровь, а цель – освящение верных, которые получают через их [Даров] принятие оставление грехов, наследие Небесного Царства и всё, что [нужно] для этого». Уже в первоначальной церкви основными аспектами учения о евхаристии были: вера в тождество Святых Даров, над которыми прочитана евхаристическая молитва, подлинным Телу и Крови Христовым; исповедание евхаристии как приобщения к крестной Жертве Спасителя и поэтому как единственной и полной замены всех ветхозаветных жертв; понимание евхаристии как «воспоминания» (или актуализации) совершённого Христом домостроительства спасения и благодарение за познание этой тайны; осмысление евхаристии как залога единства церкви в Теле Христовом; вера в евхаристию как в дар бессмертной жизни. Эти богословские темы и во все последующие эпохи остались центральными в учении церкви о евхаристии. Согласно догматическому учению православной церкви, таинство евхаристии, предуказанное Христом в беседе в Капернаумской синагоге (см.: Ин. 6:26–56) и установленное Им во время Тайной вечери в ночь перед Его крестными страданиями (см.: Мф. 26:17–30; Мк. 14:12–26; Лк. 22:7–39; 1 Кор. 11:23–25), происходит во время евхаристической службы – Божественной литургии, которую может совершать только епископ или по поручению епископа священник («Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это»; «Веруем, что сие таинство святой Евхаристии совершается не всяким, а одним только благочестивым иереем, получившим священство от благочестивого и законного епископа» – «Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере»). Местом совершения литургии служит храм, в котором есть освящённый престол или, по крайней мере, антиминс. Храм является местом встречи общины для совершения литургии; возможность совершения литургии отличает храм от других молитвенных зданий – часовен, баптистериев и проч. Веществами для совершения литургии служат чистый пшеничный квасной хлеб и чистое виноградное вино, смешанное с водой. Центральной молитвой литургии, во время которой и происходит освящение приготовленных хлеба и вина, является анафора, содержащая воспоминание благодеяний Божьих (сотворения мира и событий домостроительства спасения, в том числе установления евхаристии во время Тайной вечери) и призывание Святого Духа с молитвой об освящении Даров (и, как правило, также различные моления о церкви и мире). Как писал Иоанн Дамаскин, «Бог сказал: “сие есть Тело Мое” и “сия есть Кровь Моя”, и “сие творите в Мое воспоминание” – и всемогущим Его повелением это происходит... Ты спрашиваешь, каким образом хлеб делается Телом Христовым, а вино и вода – Кровью Христовою. Говорю тебе и я: Дух Святой приходит и делает это, что превосходит слово и мысль». Заключительная часть литургии состоит в причащении, в котором, вкушая под видами хлеба и вина Тело и Кровь Христовы, верные соединяются с Христом, а в Нём – друг с другом; тем самым литургия является таинством самой церкви как единства верующих: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:16–17).

 



 
PR-CY.ru