ЕВХАРИСТИЯ - Страница 6

Практика и богословие евхаристии засвидетельствованы в Новом Завете в повествованиях об установлении таинства Иисусом Христом, в наставлениях Спасителя ученикам, в упоминаниях о совершении евхаристии в апостольские времена. Наиболее важные аспекты раннехристианского богословия евхаристии, основанные на словах Спасителя, отражены в Евангелии от Иоанна. Хотя в этом Евангелии не говорится об установлении евхаристии, в целом ряде мест оно содержит аллюзии или прямые слова Христа об этом таинстве. Наиболее важным среди них исследователи называют шестую главу: в ней повествуется о чуде умножения хлебов (которое само по себе тесно связано с евхаристией, например, слова «взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам» (Ин. 6:11) похожи на синоптические повествования об установлении этого таинства во время Тайной вечери), о ночной молитве Спасителя, о хождении по морю, а также излагается проповедь, произнесённая Им в Капернаумской синагоге. В проповеди Христос говорит о Хлебе жизни, и эти слова Его являются основанием христианского богословия евхаристии. По мнению некоторых современных исследователей, повествование, содержащееся в Ин. 6, служит фоном для изложения толкований отдельных мест из Ветхого Завета (Исх. 16:4 слл., Ис. 54:9–55:11; возможно, также Пс. 77:24). Так, П. Борген продемонстрировал «мидрашистский характер» шестой главы, указав на использование в ней методов и моделей толкования, характерных для иудейской традиции. Б. Линдарс предположил, что шестую главу можно отнести к жанру синагогальной проповеди на отрывки из Ветхого Завета, которая читалась в соответствии с лекционарным кругом. Однако данная теория была отвергнута, поскольку в I в. лекционарная система иудейского синагогального богослужения или ещё не возникла, или находилась в стадии формирования, а в самых ранних из сохранившихся рукописей иудейского лекционария в связи с Исх. 16:4 предписывается читать иное место из «Книги пророка Исаии» (Ис. 49:11–23). Многие исследователи пытались показать, что шестая глава содержит ряд поздних интерполяций. Так, Р. Фортна считал, что Ин. 6:1–21 является частью так называемого источника (или Евангелия) знамений, использованного при составлении Евангелия от Иоанна. Однако это предположение другие исследователи считают сомнительным, т.к. по положению в общей композиции Евангелия от Иоанна шестая глава неотделима от остального текста, и её внутренняя структура сходна со структурой предыдущих глав. В частности, она может быть сопоставлена с беседой с самарянкой (Ин. 4): шестая глава начинается с совершения и обсуждения обычной трапезы (ср.: Ин. 6:26), а четвёртая – с разговора об обычной воде (Ин. 4:7–9); в обеих главах на недоумённый вопрос собеседников следует ответ Христа, указывающего на необходимость заботиться о пище вечной жизни (воде живой; Ин. 4:10; 6:27), и тогда собеседники просят у Него такую пищу (питие; Ин. 4:15; 6:34). Кроме того, и в том, и в другом повествовании в центре находится ветхозаветная история – о колодце Иакова или о даровании манны. Непонимание слов Христа собеседниками и слушателями, описанное в шестой главе (Ин. 6:52), имеет параллель в беседе с Никодимом (Ин. 3:4), причём в обоих случаях ответом на это служит двукратное произнесение Господом слов «истинно, истинно» (Ин. 3:5; 6:53). Толкование ветхозаветного повествования о манне небесной является отправной точкой в беседе Христа о Хлебе жизни.

 



 
PR-CY.ru