ЕВХАРИСТИЯ - Страница 9

Хотя рассказ о Тайной вечере содержится во всех четырёх канонических Евангелиях, об установлении евхаристии в связи с ней сообщается только в Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки (древнейший текст предания об установлении евхаристии за Тайной вечерей сохранился в первом Послании к Коринфянам). I. День совершения Тайной вечери. Для понимания смысла Тайной вечери большое значение имеет вопрос об отношении её к пасхальной трапезе, решение которого, в свою очередь, непосредственно зависит от проблемы хронологии последних дней земной жизни Иисуса Христа. Все четыре евангелиста единодушно свидетельствуют, что Спаситель пострадал в пятницу, накануне субботы, т.е. Его последняя трапеза с учениками состоялась в четверг вечером (когда по еврейскому счёту начинался уже следующий день). Но хотя контекст событий (приближение праздника Пасхи) бесспорен, между указаниями евангелистов-синоптиков и свидетельством Иоанна есть ряд расхождений. Из повествования синоптиков исследователи делают вывод, что Распятие совершилось в первый день Пасхи (праздника Опресноков), 15-го числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю. В этом случае Тайная вечеря должна была совпадать с временем проведения традиционной иудейской пасхальной трапезы и так или иначе основываться на ней. Если же следовать повествованию Евангелия от Иоанна, крестная Смерть произошла 14 нисана, а первым днём Пасхи была суббота, т.е. Христос был распят в тот день и час, когда в Иерусалимском храме совершалось заклание пасхальных агнцев, и праздничная трапеза ещё только предстояла. Существует множество теорий согласования этих хронологий (некоторые теории основаны на предположении об исторической неточности одной из них). Кроме того, есть предположение об использовании общиной Христа и апостолов календаря, отличного от первосвященнического. Хронологию, изложенную в Евангелии от Иоанна, в частности, подтверждает то, что в Тайной вечере участвовали не родственники Иисуса Христа по плоти и не все Его ученики, а лишь 12 избранных апостолов, тогда как Пасха была, прежде всего, семейным торжеством (однако ср.: Мф. 12:49). На то, что Тайная вечеря совершалась до начала пасхального торжества, может указывать и свидетельство Мк. 14:2, где говорится о сомнениях иудейских первосвященников и книжников относительно ареста Иисуса Христа «в праздник», исследователи считают маловероятным, что собрание Синедриона и допрос Господа происходили непосредственно в пасхальную ночь (Мк. 14:55). Непосредственной целью освобождения узника ради праздника Пасхи (Мк. 15:6) было его последующее участие в праздничной трапезе. Симон Киринеянин вряд ли мог идти с поля (Мк. 15:21) в день праздника, скорее, это имело место накануне. В праздничный день было бы крайне трудно купить плащаницу (Мк. 15:46). В Евангелии от Иоанна есть ряд на первый взгляд прямых указаний на то, что время крестной смерти и погребения Спасителя соответствовало времени вкушения иудейской пасхальной трапезы: в Ин. 18:28 говорится о том, что арестовавшие Иисуса Христа не вошли в преторию, чтобы не оскверниться и чтобы можно было «есть пасху» (ср.: Лев. 7:19–21); в Ин. 19:14 днём Распятия называется «пятница перед Пасхою» (букв. – «пятница Пасхи»). Наконец, хронология Евангелия от Иоанна подтверждается рядом апокрифических свидетельств. Так, о крестной смерти Христа накануне Пасхи говорится в апокрифическом «Евангелии Петра» (2:5). В то же время изложение событий последних дней жизни Спасителя в Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки тоже подтверждается рядом обстоятельств, а его отличия от рассказа евангелиста Иоанна исследователи считают не столь значительными.

 



 
PR-CY.ru