ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ - Страница 18

В Новое время возросло количество описаний Синая, составленных иностранными путешественниками, а также иных источников, касающихся монастыря великомученицы Екатерины. Поэтому история обители в османскую эпоху известна значительно подробнее, чем в Средневековье. В Европе появился научный интерес к библейскому прошлому Синайского полуострова и книжному собранию монастыря. Среди европейцев, посещавших обитель, наряду с клириками и миссионерами появились учёные и дипломаты. Наиболее известны описания монастыря великомученицы Екатерины, составленные французами Жана де Тевено (1658 г.), Ш. Понсе (1701 г.), английским епископом Ричардом Пококом (1743 г.), датским ориенталистом Карстеном Нибуром (1762 г.), французским учёным Константином Франсуа де Вольнеем (1785 г.), швейцарским путешественником Иоганном Людвигом Буркхардтом (1816 г.). В османскую эпоху Синай посещали многие русские паломники-писатели: Василий Позняков (1559 г.), Василий Гагара (1636 г.), иеромонах Ипполит (Вишенский) и А. Игнатьев (1708 г.), Василий Григорьевич Григорович-Барский (1728 г.), архимандрит Леонтий (1764 г.). Исследователям известны описания Синая в греческой (Синайского архиепископа Иоанникия, 1686 г.; Паисия Агиапостолита, 1580 гг.; Александрийского патриарха Герасима II Паллады, рубеж XVII и XVIII вв.) и в арабо-христианской литературе (диакон Ефрем, Халиль Саббаг, 1753 г.). Учёным синайским монахом Нектарием (впоследствии Иерусалимский патриарх) была написана история монастыря великомученицы Екатерины – труд, преследующий не в последнюю очередь пропагандистские цели прославления обители и оправдания её претензий на автокефальность. В 1734 г. по воле Синайского архиепископа Никифора в монастыре было устроено книгохранилище. Изолированное положение монастыря великомученицы Екатерины и опасности пути не способствовали развитию паломничества. В османскую эпоху путешествия на Синай совершались, как правило, из Каира через Суэц (около 12 дней на верблюдах). По свидетельству К. де Вольнея (1780 гг.), организованное паломничество на Синай проходило раз в год. Местом сбора богомольцев (греков с Балкан и островов Эгейского моря, а также арабов-христиан из Сирии) был Каир, где монахи Синайского подворья договаривались с бедуинами о проходе каравана и найме верблюдов. Исследователям известны расценки того времени на оплату каравана – около 150 ливров с человека – и приблизительная сумма милостыни, жертвовавшаяся в монастырь, – свыше 300 ливров. Хотя монастырские источники содержат упоминания о приходе в монастырь великомученицы Екатерины сотен армянских богомольцев из Иерусалима и коптских из Каира, подобные массовые паломничества были исключительным событием.

 



 
PR-CY.ru