ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ - Страница 12

Помимо этого монастырю великомученицы Екатерины принадлежали храм в Александрии, дома в Каире, различная недвижимость в Палестине и Заиорданье: виноградники, оливковые рощи, дома в долине Вади-Муса под Петрой, Монреале (Эш-Шаубаке), Иерусалиме, Яффе, Акре, Лаодикии, окрестностях Антиохии. В Дамаске монастырь имел церковь св. Георгия, дома и другое имущество. За пределами Ближнего Востока монастырь великомученицы Екатерины располагал обширными владениями на Крите и Кипре, включая несколько церквей, дома, мельницы, виноградники, земельные угодья, и имел торговые привилегии. Сохранились упоминания о монастырском подворье с церковью св. Георгия под Константинополем. В папской булле не названы синайские владения, пожалованные Салах-ад-Дином в египетской Дельте, что объясняется причинами политического характера или тем, что к этому времени имения, возможно, были утрачены синаитами. Также исследователи предполагают, что большинство владений монастыря великомученицы Екатерины в Сирии, Палестине и Заиорданье были потеряны им после изгнания крестоносцев с Ближнего Востока во второй половине XIII в. В эпоху Крестовых походов монастырь великомученицы Екатерины посетили несколько паломников, которые оставили подробные описания обители. К концу XII в. относится сочинение коптского автора Абу-ль-Макарима о церквах и монастырях Египта (ранее ошибочно приписывавшееся Абу Салиху Армянину), где немалое место отведено монастырю великомученицы Екатерины. Помимо информации, заимствованной у Александрийского патриарха Евтихия, аш-Шабушти и других авторов, Абу-ль-Макарим приводит наблюдения современников или, как полагают исследователи, собственные. По его словам, в 1180/1181 г. в монастыре насчитывалось 60 иноков, хотя исследователи не исключают, что эта цифра заимствована у автора Х в. Ахмеда ибн аль-Касса. В труде Абу-ль-Макарима впервые встречается ряд синайских преданий, в том числе о чуде Богородицы Экономиссы. Эти же легенды повторены в описании монастыря великомученицы Екатерины немецким путешественником магистром Титмаром (1217 г.). К 1234–1235 гг. относится первое православное паломничество на Синай, описанное в литературе, – путешествие Сербского архиепископа Саввы, одарившего обитель богатой милостыней. В правление мамлюкских султанов монастырь великомученицы Екатерины сохранял многие свои привилегии. Исследователям известно около 70 султанских грамот XIII–XVI вв., подтверждающих традиционные права монастыря и ограждающих его от притеснений бедуинов. Многие мамлюкские властители поддерживали широкие торговые и дипломатические связи с Европой и благосклонно относились к христианскому паломничеству на Синай. Начиная с XIV в. число паломников, посещавших монастырь великомученицы Екатерины, значительно возросло.

 



 
PR-CY.ru