ЕПИСКОП - Страница 3

Упоминаются также некие «начальствующие» или «предстоятели» (1 Тим. 5:17; Рим. 12:8; 1 Фес. 5:12). Многократно говорится о «пастырях» (например: Еф. 4:11). В 1 Петр. 2:25 Сам Христос называется «Блюстителем (букв. Епископом) душ)», а в 1 Петр. 5:2 апостол, обращаясь к пресвитерам, наставляет их: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принуждённо», т.е. говорит о тех функциях, которые должны исполнять епископы. Однако при этом он и себя именует «сопресвитером». По мнению исследователей, «любящий первенствовать» Диотреф, который не принимал даже апостолов (3 Ин. 9–10), также исполнял епископские функции. Однако в Посланиях апостола Иоанна упоминаются только пресвитеры, или старцы (2 Ин. 1; 3 Ин. 1). В Послании к Филиппийцам апостол Павел обращается к святым (т.е. верным) «с епископами и диаконами» (Флп. 1:1). То, что он отличает исполнителей этих служений от остальных членов общины, говорит об их иерархическом положении, хотя они и упоминаются на втором месте. Упоминание диаконов наряду с епископами является устойчивым выражением в раннехристианской литературе (в 1 Тим., где слова о епископе и о диаконах следуют друг за другом). Главной проблемой при интерпретации Флп. 1:1 для исследователей является то, что слово «епископ» употреблено здесь во множественном числе: как в небольшом полисе могло оказаться несколько епископов? В святоотеческой традиции это объясняется тем, что в ранней церкви ещё не проводилось чёткого различия в наименовании служений, и епископами могли называться пресвитеры (в пользу такого толкования говорит и то, что Поликарп Смирнский говорит, обращаясь к филиппийцам, о «пресвитерах и диаконах»; характерно, что во всём Послании он ни разу не упоминает епископа). Некоторые исследователи полагают, что под «епископами и диаконами» имеются в виду не два различных служения, а одно, и не иерархические степени, а указания на функции, которые могли (временно) исполнять любые члены общины. Однако исследователи допускают и другое толкование, согласно которому речь здесь идёт о собрании в Филиппах глав нескольких «домашних» церквей (возможно, со всей округи). В книге «Деяния святых апостолов» (Деян. 20:17–35) излагается прощальная беседа, с которой апостол Павел обратился к «пресвитерам Церкви», созванным в Милет из Эфеса. В этой беседе он называет собравшихся «блюстителями», поставленными, чтобы «пасти» церковь. Многие исследователи полагают, что слово «епископ» в данном случае указывает не на степень, а на функции, которые выполняют пресвитеры. Другие учёные видят здесь совмещение двух способов управления церковью, принятых в разных регионах христианского мира, что, по их мнению, отражает цели автора книги «Деяния…» продемонстрировать единство различных древнехристианских традиций.

 



 
PR-CY.ru