ДУХОВЕНСТВО - Страница 6

Рукополагающий епископ должен быть православным. Если же он получил архиерейскую хиротонию от иерархии, отделившейся от Вселенской церкви, то для положительного решения вопроса о действительности совершённых им рукоположений, безусловно, требуется, чтобы схизматической иерархией сохранялось апостольское преемство, и чтобы отступления отделившейся общины от православного вероучения не касались основных догматов. Право окончательного решения вопроса о возможности присоединения инославных клириков к православной церкви в сущем сане принадлежит суду православной церкви. Отцы первого Вселенского собора восьмым правилом признали действительность рукоположений у катаров: «О именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к кафолической и апостольской церкви, благоугодно святому и великому собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире». Иоанн Зонара в толковании на это правило писал: «Если они рукоположены во епископов или пресвитеров или диаконов, то присоединяемые из них к Церкви остаются в клире в своих степенях». Иначе судили отцы первого Вселенского собора о еретиках-павлианах. В 19-м правиле говорится: «О бывших павлианами, но потом прибегнувших к кафолической церкви, постановляется определение, чтобы они все вообще вновь крестимы были. Аще же которые в прежнее время к клиру принадлежали; таковые, явясь безпорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположени епископом кафолическия церкви». Ныне православная церковь признаёт действительность хиротоний, совершаемых в Римско-католической и нехалкидонских церквах, однако считается, что невозможно признавать благодатным иерархическое значение протестантских ординаций. Не признана православной церковью действительность старообрядческой иерархии белокриницкого и новозыбковского толков. Что касается рукоположений, совершаемых в новейших отделениях от православной церкви, то решения об их признании принимаются священноначалием соответствующих поместных церквей. Русская церковь не признаёт действительности обновленческих посвящений, «рукоположений» у самосвятов и иных украинских автокефалистов, в так называемой Российской православной свободной церкви и других подобных им схизматических и еретических образованиях. Ещё одним условием действительности поставления со стороны лица, совершающего его, является пребывание его у церковной власти. В древности хорепископы, как не вполне самостоятельные архиереи, могли рукополагать лишь по поручению правящего епископа. В настоящее время это правило применяется в отношении викарных архиереев и епископов, ушедших на покой. Они могут совершать хиротонию по поручению правящего архиерея, но не могут своей властью совершать избрание кандидатов на священные степени. При этом епархиальный архиерей вправе преподать хиротонию лишь лицам, находящимся в его юрисдикции, клирикам своей епархии. Епископ может совершать рукоположения только в пределах своей епархии и для служения в ней. Апостольское правило 35 гласит: «Епископ да не дерзает вне пределов своея епархия творити рукоположения во градех и в селех, ему не подчинённых. Аще же обличён будет, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные или сёла: да будет извержен и он, и поставлении от него».

 



 
PR-CY.ru