ДУХОВЕНСТВО - Страница 7

Как избрание, так и посвящение в епископскую степень совершает собор епископов: «Епископа да поставляют два или три епископа». Вопреки этому правилу в Римско-католической церкви папе усвояется право единолично рукополагать епископов. Это, по сути, скрытое притязание на то, что папство – иная степень, высшая относительно епископской. Пресвитера и диакона поставляет один епископ: «Пресвитера и диакона и прочих причётников да поставляет един епископ». При совершении самого акта хиротонии требуется (первое условие), чтобы он осуществлялся в храме, в алтаре, в собрании молящегося народа, который призван свидетельствовать о рукополагаемом при самом его поставлении. Это свидетельство выражается символически – пением аксиос хором от лица народа. Второе условие действительности хиротонии заключается в том, чтобы она совершалась в определённом порядке: от низших степеней к высшим, чтобы никто не поставлялся на высшую степень, минуя низшую. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней в правилах не определён. Вместе с тем в них предусмотрено, чтобы кандидат на более высокую степень успел обнаружить способность к занятию её достойным исполнением своего служения на низшей степени. Феодор IV Вальсамон в толковании на 17-е правило Двукратного Собора отмечал: «...Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через семь дней». Однако практике известны случаи, когда срок прохождения служения на низшей степени перед рукоположением на высшую был меньше (особенно часто при посвящении диакона в пресвитера). Третье условие заключается в том, что рукополагаемый должен быть непременно назначен на определённое место, к определённой церкви. В православной церкви не допускается так называемое абсолютное рукоположение, дающее сан без определённого места служения. Шестое правило Халкидонского собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения святый собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их». Вопреки ясному смыслу этого канона в Римско-католической церкви абсолютные поставления (лат. ordinationes absolutes) стали нормой при хиротонии пресвитеров и диаконов, а в отношении епископов аналогом абсолютных поставлений является поставление в епископы в страны неверных (in partibus infidelium), иными словами, в епархии, которых нет и которые лишь предстоит образовывать в нехристианских странах. При этом весьма широко употребляются титулы городов, где в прошлом существовали, но впоследствии исчезли епископские кафедры вместе с самими христианскими общинами, например, городов древней Африканской апостольской церкви. Аналогичный характер имеет в РПЦ употребление титулов «епископ Сурожский», «епископ Корсунский». Четвёртое условие, касающееся самого акта хиротонии, – это её неповторяемость. Рукоположение, единожды правильно совершённое, не повторяется ни при каких условиях. Повторение его означало бы отрицание действительности ранее совершённой хиротонии.

 



 
PR-CY.ru