ДУХОВЕНСТВО - Страница 9

Оно имеет силу лишь в отношении интриганов и карьеристов, ищущих содействия «мирских начальников». Феодор Вальсамон в толковании на 29-е и 30-е Апостольские правила пояснял: «Но может быть, кто спросит, поелику 30-е правило упоминает об одном епископе, а равно и 29-е не упоминает об иподиаконах и чтецах, то как поступить, если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, или чтецом? Решение: и они должны подлежать извержению и отлучению на основании последних слов настоящего 30-го правила, где говорится, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их». Аргументация не совсем убедительная, но вывод, бесспорно, верный. По мнению богословов, нет разумных оснований не распространять действие этого правила, направленного против симонии, и на церковнослужителей. В 25 Апостольском правиле цитируется Библия: «...Не отмстиши дважды за едино» (Наум. 1:9), воспрещающее двойное наказание за один грех. В данном случае извержение из сана вместе с отлучением от церковного общения, казалось бы, служит примером отступления от этой нормы. Однако отступления нет. Дело не только в том, что симония представляет собой особо тяжкое преступление, подрывающее основы церковного строя, и потому совершивший его заслуживает самой суровой кары. Извержение из сана в этом случае само по себе не является наказанием, ибо покусившийся на приобретение благодати священства через подкуп или интриги не получает этой благодати. Хиротония, совершаемая в отношении к симониату, ничтожна и недействительна с самого начала. Действительным же наказанием лжесвященнослужителя, в сущности, оставшегося мирянином, является отлучение его от церковного общения. Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия. Поэтому кандидаты священства должны отличаться глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Считается, что далеко не все христиане могут быть рукоположены или поставлены в церковнослужители. Необходимо, чтобы кандидаты священства отвечали определённым требованиям. Несоответствие их этим требованиям служит препятствием к священству. Католическое право различает так называемую абсолютную неспособность к посвящению (incapacitas) и неправильность (irregularitas), т.е. недостаток, являющийся препятствием к рукоположению, который, однако, допускает диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона) со стороны компетентной церковной власти. В случае абсолютной неспособности рукоположение недопустимо, а если оно фактически исполнено, то признаётся недействительным, ничтожным. Однако этого нельзя безусловно утверждать и о рукоположении, совершённом при наличии того или иного недостатка у рукополагаемого, расцененного как неправильность. В целом различение этих двух основных видов препятствий принято и в православном церковном праве. Считается, что совершенно неспособны к священству некрещёные лица и женщины. Некрещёные лица не являются членами церкви, поэтому очевидно, что они не могут входить в состав её иерархии. Что касается женщин, то, по слову апостола Павла, «жёны ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1 Кор. 14:34).

 



 
PR-CY.ru