ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 11

Без приобретённого же таким путём смирения и дела напрасны, и вера бесплодна, ибо «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19)». Ни один другой вопрос (о Священном Предании, его объёме и критериях истинности, о церкви и её границах, о таинствах, о крещении, евхаристии, священстве, о благодати и святости и др.) не был рассмотрен до конца. В сфере проблем духовной жизни был найден целый ряд важных совпадающих пунктов её понимания. Это, прежде всего, убеждение, что истинная духовность возможна только в приобщении ко Христу в Его церкви; что святость – это не просто моральное совершенство, но нечто иное и высшее – причастность к Святому Духу; что благодать Божья освящает человека не в силу каких-то сверхдолжных заслуг, а по мере его веры и смирения, и что в этом процессе освящения большое значение имеют таинства. В то же время положения учения о благодати и её действии в церкви и мире, о святости и путях её достижения, о значении аскезы и др. понимаются в православии и лютеранстве по-разному. Диалог с Союзом Евангелических Церквей в ГДР (с 1969 г.). Обменявшись официальными визитами в 1972–1973 гг., стороны согласились, что богословские собеседования начнутся в июле 1974 г. в Загорске. По месту проведения первой встречи диалог получил название «Загорск». В целом диалог был коротким и носил довольно фрагментарный характер: «Загорск-I» (1974 г., Загорск), темы – «Участие Союза Евангелических Церквей в ГДР в богословской работе экумены», «Проповедь в богослужении Русской Православной Церкви», «Богословские проблемы в комплексе взаимосвязей социалистического общества в ГДР»; «Загорск-II» (1976 г., Эрфурт, ГДР), тема – «Царство Божие как современная и будущая реальность»; «Загорск-III» (1978 г., Киев), тема – «Освящающее действие благодати Божией»; «Загорск-IV» (1981 г., Гюстров, ГДР), тема – «Последование Христу в жизни христианина»; «Загорск-V» (1984 г., Загорск), тема – «Оценка Лимских документов в Русской Православной Церкви и в Евангелических Церквах». На последнем собеседовании делегацию возглавлял митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Алексий II). Диалог с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии начался в 1970 г. и получил рабочее название «Синаппи» (конгресс-центр в городе Турку, Финляндия). На «Синаппи-I» (1970 г., Турку) обсуждались темы: «Евхаристия и единение христиан», «Богословская основа миротворчества». Обе стороны согласились, что евхаристия не может быть признана средством к достижению межконфессионального единства при наличии существенных вероучительных расхождений. Выявлено, что обе стороны по-разному понимают присутствие Христа в евхаристии. Протестанты отрицают субстанциальный, вещественный характер присутствия Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Хотя обе стороны и признают жертвенный характер евхаристии, но понимают эту жертвенность по-разному. Миротворческая тема строилась на словах: «Блаженны миротворцы» (Мф. 5:9) – и обсуждалась в полном согласии. «Синаппи-II» (1971 г., Загорск) был посвящён темам: «Евхаристия» (особенно её жертвенное значение), «Справедливость и насилие».

 



 
PR-CY.ru