ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 12

При обсуждении первой темы возникли те же проблемы, что и на первом собеседовании, хотя финская сторона и признала, что лютеранская церковь унаследовала от Реформации основную мысль, согласно которой евхаристия передаёт людям дар Божий, оставление грехов, жизнь и блаженство в качестве плодов Крестной жертвы. Но наследием Реформации также является и определённая стеснённость, которая мешает лютеранству воспринять евхаристию как Жертву. На «Синаппи-III» (1974 г., Ярвенпяа, Финляндия) обсуждалось несколько тем: «Евхаристия и священство», «Христианское учение о спасении», «Служение христианских Церквей миру сегодня». Остались неразрешёнными вопросы сакраментального священства и апостольского преемства. В теме «Христианское учение о спасении» подчёркивался социальный аспект – призыв к борьбе с несправедливостью. «Синаппи-IV» (1977 г., Киев) был посвящён «Спасению как оправданию и обожению», «Спасению и царству мира (объект веры и этическая задача)». Было решено продолжить изучение таких проблем, как соотношение веры, надежды и любви в деле спасения; надежда христиан на личное спасение или же уверенность в нём; соотношение действия благодати Божьей и свободы воли человека в деле спасения; уточнение термина «вера», имеющего неоднозначное применение и в Священном Писании, и в обиходе; соотношение закона и Евангелия в деле спасения. Обсуждая вторую тему, большое внимание было уделено Хельсинкскому соглашению и процессу безопасности в Европе в целом. На «Синаппи-V» (1980 г., Турку) обсуждались темы: «Вера и любовь в деле спасения», «Богословские основы миротворческой деятельности Церквей». Большим достижением было признано согласованное заявление по первой теме о том, что одно только признание христианского учения за истину не побуждает к доброй христианской жизни и потому не может считаться спасающей верой, хотя слово «вера» в таком понимании встречается (Евр. 11:6). Такую веру апостол Иаков считал мёртвой (Иак. 2:26). Спасающей верой можно назвать только «живую, личную сопряжённость с Богом через Иисуса Христа, Сына Божия, действием Святого Духа». Любовь – первый плод действия Святого Духа (Гал. 5:22), и «вера, действующая любовью (Гал. 5:6), порождает дела любви так же, как доброе дерево приносит добрый плод». Наибольшая степень согласия и даже единомыслия была достигнута в сфере социально-миротворческой тематики. На «Синаппи-VI» (1983 г., Ленинград) затрагивались проблемы: «Природа Церкви», «Значение миротворческой деятельности Церквей в современном мире». «Синаппи-VII» (1986 г., Миккели, Финляндия) был посвящён темам: «Святость, освящение, святые», «Нагорная проповедь и миротворческая деятельность Церквей в современном мире». Первая тема сопровождалась бурными дискуссиями. Алексей Ильич Осипов отмечал, что одним из важнейших, но наименее изученных и богословски трудноизъяснимых явился вопрос о святости и духовности. Дискуссия была столь ожесточённой, что А.И. Осипова просили письменно изложить православную точку зрения, хотя его доклад касался миротворчества. В согласованном резюме отмечено, что «православная сторона убеждена в спасительности обращения к православным святым как к молитвенникам». «Синаппи-VIII» (1989 г., Пюхтицы) был посвящён темам: «Творение (первый член Символа веры)», «Ответственность человека за творение Божие».

 



 
PR-CY.ru