ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 10

Первое обсуждение прошло на тему «Церковь как общение святых и их свидетельство в мире»; собеседование «Бад-Урах-II» (1998 г., Минск) состоялось на тему «Церковь, народ и государство в Европе»; собеседование «Бад-Урах-III» (2002 г., Мюльхайм-ан-дер-Рур) было посвящено «Религиозному образованию и воспитанию» и «Межцерковным отношениям (современная ситуация и актуальные документы»); темы обсуждения «Бад-Урах-IV» (2005 г., Москва) – «Диалог между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии в год 60-летия окончания Второй мировой войны» и «Вызовы нашего времени и понимание христианских ценностей в протестантских церквах в Германии и в Русской Православной Церкви». Как видно из названия тем, собственно богословская проблематика рассматривалась в последний раз на собеседованиях в 1992 г. Затем центр изучений и дискуссий переместился в сферу религиозного образования и общественно-политических вопросов. Это произошло в связи с разочарованием, наступившим в межхристианском диалоге, когда всё более явной становилась бесперспективность надежд на реальное сближение протестантской и православной церквей. В 2005–2007 гг. тематика богословских диалогов с протестантами сместилась в область нравственных ценностей и этических проблем. В 1995 г. группой участников собеседований был разработан «Совместный отчёт руководству Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии о состоянии двустороннего богословского диалога». В этом документе была сделана попытка отразить церковную и политическую атмосферу прошедших собеседований и проанализировать результаты дискуссий по основным богословским и другим проблемам, которые обсуждались на протяжении 35 лет. Одним из важнейших достижений было названо то, что участники собеседований убедились в осмысленности и твёрдости веры во Христа и Его св. благовестие, присутствующих в обеих традициях и являющихся основанием их богословия. Определённого согласия удалось достичь в вопросах признания в качестве незыблемого фундамента веры и жизни обеих церквей Апостольского предания, основанием которого является Сам Христос и Его учение, переданное нам апостолами, и всё Священное Писание, а также признания авторитета Вселенских соборов, в частности, в понимании того, что в догматических решениях Соборов воистину слышен голос Духа Святого («Арнольдсхайн-II», 1963 г.). Относительного согласия удалось достичь в вопросе о значении дел в свете спасения. Православные не разделяли лютеранское учение о вере, оправдывающей (спасающей) независимо от совершения тех или иных дел, протестантам нелегко было понять, чем отличается (если отличается) православная точка зрения от католической, поскольку православные, принимая, как кажется, полностью слова апостола, что мы спасаемся «только верою» (Гал. 2:16), тем не менее, настаивают на необходимости дел. Лишь после долгих дискуссий выяснилось, что православные под словами «дела» понимают не «католические» заслуги перед Богом и не «выкуп» грехов; православные не спасаются делами, но дела для них «являются необходимым средством приобретения того духовного состояния (смирения), которое даёт христианину возможность лично, на опыте убедиться в том, что он спасается только верою во Христа, а не делами.

 



 
PR-CY.ru