ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 19

В декабре того же года в Риме возобновились заседания Координационного комитета Смешанной комиссии по богословскому диалогу между православными и католической церквами. Стороны пришли к соглашению, что в соответствии с ранее утверждёнными решениями комиссии её основной темой станет богословие церковного общения. К обсуждению был предложен документ «Экклезиологические и канонические следствия священнотаинственной природы Церкви», подготовленный к заседанию 1990 г. Кроме того, комитет счёл необходимым продолжить диалог по темам примата Римского епископа и унии, однако было отмечено, что обе темы должны рассматриваться в общем экклезиологическом контексте. Девятое заседание Смешанной богословской комиссии, состоявшееся в сентябре 2006 г. в Белграде, обсуждало текст «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви: соборность и власть в Церкви», который касался трёх уровней церковной жизни: местного, регионального и вселенского. На встрече к документу были сделаны многочисленные замечания и даны комментарии. Особенно жёсткое неприятие православных вызвал пункт 45. В нём говорилось, что после разрыва общения между Востоком и Западом в XI в. созыв «Вселенского собора» в строгом смысле слова стал невозможен, однако «обе Церкви продолжали созывать «общие» соборы, в которых участвовали епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и Поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом». Глава делегации РПЦ епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) выступил с рядом принципиальных возражений по данному пункту, отметив, что в православной традиции «общение с Константинопольским престолом» никогда не воспринималось таким же обязательным условием соборности, каким для Западных церквей стало «общение с Римским престолом». Однако с такой точкой зрения не согласился глава делегации Константинопольского патриархата митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). В связи с этим был создан Совместный проектный комитет, который должен пересмотреть текст итогового документа. Современный этап англикано-православного диалога начался в 1962 г. с визита Кентерберийского архиепископа Артура Майкла Рамсея к Константинопольскому патриарху Афинагору (Спиру). Главы двух церквей пришли к соглашению о необходимости воссоздания существовавшей в 1930–1940 гг. Смешанной православно-англиканской богословской комиссии (СПАБК) для изучения вероисповедных различий, которые стояли на пути к единению в XIX – первой половины ХХ вв. В ноябре 1964 г. на третьем Всеправославном совещании было решено «незамедлительно создать межправославную богословскую комиссию, состоящую из специалистов-богословов… от каждой Православной Церкви». Предварительные встречи православных участников комиссии состоялись в 1966 г. в Белграде, в 1968 и 1970 гг. в Шамбези, в 1971 г. в Хельсинки; в ходе встреч было отмечено стремление Англиканской церкви к дружбе с православной церковью, подчёркивалось, что Англиканская церковь никогда не занималась прозелитизмом и всегда оказывала помощь православным, живущим на чужбине.

 



 
PR-CY.ru