ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 17

Во всех византийских календарях память Дионисия Ареопагита указывается 3 октября, хотя в Житии, приписываемом Митродору, его кончина относится к 25 сентября. Вероятно, 9 октября (седьмой день до октябрьских ид) при переписке превратился в седьмой день до октябрьских календ (т.е. 25 сентября). Таким образом, в IX в. существовало два дня празднования Дионисия Ареопагита – 3 октября (Византия и Южная Италия) и 9 октября (Галлия, Германия, Британия). Дата 3 октября фиксируется в источниках не ранее конца VIII в., вместе с началом распространения почитания Дионисия Ареопагита на Востоке. Выбор даты 3 октября не обоснован преданиями о том, что святой пострадал в этот день. Отталкиваясь от западной памяти 9 октября, византийцы сдвинули её на третье число, присоединив к памяти Александрийского архиепископа Дионисия Великого. По Типикону Великой церкви, синаксис в честь Дионисия Ареопагита, совершаемый в храме Святой Софии, переносился на ближайшее воскресенье после 3 октября, так что праздник мог попасть на любой день от 3 до 9 октября. Древнейшим памятником, в котором присутствуют оба праздника (3 и 9 октября), является Древний (Малый) Римский Мартиролог (середина IX в.). Возможно, что подобный мартиролог мог употребляться Римской церковью и на рубеже VIII и IX вв. Мартиролог отличает Дионисия Ареопагита (3 октября) от св. Дионисия «в Паризиях» (9 октября). В небольшой заметке о Дионисии Ареопагите говорится, что он был обращён апостолом Павлом, поставлен им первым епископом Афин и мученически пострадал при императоре Адриане (117–138 гг.). Основания такой датировки мученичества Дионисия Ареопагита исследователям неясны. Архиепископ Вьеннский Адон (ум. в 874/875 г.), в своём Мартирологе воспроизводит под 3 октября информацию Малого Римского Мартиролога, а в заметке под 9 октября даёт краткий пересказ «Мученичества свв. Дионисия, Рустика и Елевферия», заимствованный, видимо, из неизвестных пересказов Венанция Фортуната. Следуя Мартирологу Иеронима Стридонского, он называет Елевферия пресвитером, а Рустика диаконом. Сведениями Адона пользовался автор ещё одного Мартиролога Ноткер Заика. Монах монастыря Сен-Жермен-де-Пре под Парижем Узуард, составлявший официальный Мартиролог по заказу императора Карла Лысого (конец IX в.), полностью зависел от Адона. Он также сохранил две памяти и под 9 октября поместил несколько видоизменённое сказание Адона о Дионисии Ареопагите, Рустике и Елевферии, поменяв их сан в соответствии с житийной традицией, – Рустик назван пресвитером, а Елевферий – диаконом. Под 3 октября у Узуарда св. Дионисий представлен как некий неизвестный епископ, скончавшийся в результате пыток язычников. Мартиролог Узуарда получил широкое распространение в Средние века, был дополнен и подвергался различного рода корректурам для нужд конкретных храмов и монастырей. В рукописях, содержащих его в изменённом виде, иногда одна из памятей под 3 или 9 октября сокращается. Однако редакции отличаются стремлением устранить предположение, что мог существовать иной епископ Дионисий Афинский, кроме Дионисия Ареопагита, пострадавшего в Паризиях. Кардинал Цезарь Бароний (XVI в.) для Римского Мартиролога избрал память 9 октября, вероятно, под влиянием авторитета Мартиролога Иеронима Стридонского.

 



 
PR-CY.ru