ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 13

Согласно «Житию», Дионисий Ареопагит после обращения в христианство в Афинах три года сопровождал апостола Павла в миссионерских путешествиях и лишь потом, находясь с ним в Фессалонике, был рукоположён во епископа и направлен в Афины. Получив епископский сан, он начал проповедовать по всей Греции и землям, прилегающим к Эгейскому морю, достигая Троады (северо-запад Малой Азии). Находясь в Пелле (Македония), получил известие о заключении апостолов Петра и Павла в темницу в Риме. Срочно вернувшись в Афины, созвал христиан, чтобы они избрали нового епископа, и вскоре отправился в Рим. Первая часть «Жития», до прибытия Дионисия Ареопагита в Рим, построена Гилдуином на сведениях из псевдоэпиграфического «Послания Аристарха», которое было известно ему целиком (до нас дошло во фрагментах). Дионисий Ареопагит хотел быть рядом с апостолами в Риме и помогать им, а возможно, и пострадать вместе с ними. Он опасался также, чтобы римские христиане не рассеялись, лишившись наставников и подвергаясь гонениям. Однако он прибыл в Рим слишком поздно, когда апостолы были уже казнены, и увидел, что церковь, руководимая учеником апостола Петра Климентом, твёрдо пребывает в вере. По совету Климента Дионисий Ареопагит принял на себя подвиг апостольского служения в Галлии. Гилдуин изображает святого как деятельного пастыря, поспевающего повсюду и заботящегося о человеческих душах, миссионера-проповедника и богослова. Миссионерская деятельность Дионисия Ареопагита охватывала почти всю Римскую империю – от Троады до Паризиев и Белловака в Галлии. Гилдуин лишает образ Климента сложной смысловой нагрузки, которую он имел в «Третьем Житии». Климент изображён им не столько как преемник апостола Петра, унаследовавший его высокую кафедру, сколько как авторитетный советник, благословивший Дионисия Ареопагита на апостольский подвиг среди «диких народов». Гилдуин отрицает версию «Третьего Жития» о рукоположении Дионисия Ареопагита Климентом в Риме, называя Дионисия Ареопагита не епископом Паризиев, а епископом, пострадавшим в Паризиях. Гилдуин подтверждает сведения о Дионисии Ареопагите ссылками на древних писателей и указаниями на использованные им древние рукописи. Однако он не уделяет внимания «критике источников», т.к. «древность» и «достоверность» использованных им источников была для него очевидна. Сам он, основываясь на сведениях о принадлежности Дионисия Ареопагита к членам ареопага, выдвинул предположение о том, что Дионисий Ареопагит был афинским аристократом и обладал широкими познаниями в греческой философии. Гилдуин критически относился к сообщениям о Дионисии Ареопагите Григория Турского и Беды Достопочтенного, отказался от отождествления Дионисия Ареопагита как епископа Паризиев с одним из семи епископов – просветителей Галлии; отметил ошибку преподобного Беды, спутавшего Дионисия Ареопагита и святителя Дионисия Коринфского. К «Житию» Дионисия Ареопагита Гилдуин приложил «Послание папы Стефана». Составленное им «Житие» оказало определяющее воздействие на развитие западной и отчасти восточной традиции почитания Дионисия Ареопагита. О почитании Дионисия Ареопагита на Востоке ранее VIII в. сведений нет.

 



 
PR-CY.ru