ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 12

Послание представляет собой ответ Аристарха, человека сведущего в древней истории, на просьбу государственного чиновника Онисифора, желавшего узнать подробности жизни и подвигов Дионисия Ареопагита. В начале послания описываются географическое положение Афин, легендарная история ареопага, проповедь апостола Павла, совершённые им чудеса и обращение Дионисия Ареопагита в христианство (фрагмент сохранился в составе проповеди о Дионисии Ареопагите, Рустике и Елевферии, написанной в Сен-Дени в XI–XII вв.). По словам Гилдуина, видевшего произведение целиком, в послании описывалась история Дионисия Ареопагита до прибытия в Рим (он считал, что послание переведено с греческого языка). Существовало также послание некоего исповедника Висбия к пресвитеру Массону, которое сохранилось в различных литургических рукописях. Висбий, якобы подвизавшийся за веру в Риме при императорах Домициане и Траяне (рубеж I и II вв.), сообщал о некоем греке-ионийце Макарии Дионисии (т.е. Блаженном Дионисии), который обратил ко Христу его отца Лисбия. Ларция, мать Висбия, выдала мужа правителю Фесцению Сисинию, обвинив Дионисия в колдовстве. Дионисия посадили в темницу Главцина, где он совершил таинство евхаристии для заключённых с ним христиан. При этом от Дионисия исходил свет; ему прислуживали юноши в белых одеяниях, слышался глас, обещавший ему грядущую награду и спасение всем его товарищам по заключению. После казни Дионисия Ларция увидела, как святой несёт свою голову, уверовала во Христа и приняла мученическую кончину. Все имена и события в послании Висбия вымышлены. В послании нет упоминания о Паризиях, однако Гилдуин полагал, что Массон был епископом Паризиев, преемником Дионисия Ареопагита. В начале IX в. в Паризиях были созданы ещё два произведения, в которых содержатся сведения о Дионисии Ареопагите. В «Житии преподобной Геновефы» сообщается, что Дионисий Ареопагит, Рустик и Елевферий были посланы на проповедь в Галлию священномучеником Климентом и пострадали в Паризиях при императоре Домициане. Между 827 и 836 гг. настоятелем монастыря Гилдуином был выполнен перевод «Ареопагитик» на латынь. «Ареопагитики» были известны на Западе с середины VII в., когда Максим Исповедник привёз их в Рим, ранее они не переводились. Параллельно с работой над «Ареопагитиками» в 835 г. Гилдуин составил «Житие Дионисия Ареопагита», в котором объединил все известные ему легенды о святом (так называемое Второе Житие); главы 6–16 были посвящены описанию трудов, приписывавшихся Дионисию Ареопагиту («Житие» было написано по заказу франкского императора Людовика Благочестивого). В 833 г. Людовик был низложен сыновьями, а архиепископ Эбон Реймсский наложил на него епитимию. Низложенный император был отправлен на покаяние в монастырь Сен-Медар в Суасоне, затем в Сен-Дени. Гилдуин значительно смягчил условия содержания бывшего императора. Вскоре положение изменилось, и Людовик был восстановлен в императорском достоинстве. Приписывая это событие заступничеству Дионисия Ареопагита, император попросил Гилдуина составить подробное «Житие» святого. Для настоятеля Сен-Дени были открыты библиотеки империи франков, что позволило ему привлечь большое количество источников.

 



 
PR-CY.ru