ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 11

В дополнении к «Посланию...» сообщается, что папа Стефан получил от короля Пипина частицы мощей св. Дионисия и увёз их в Рим, где начал строительство нового монастыря во имя Дионисия на месте своего дома. Его преемник и родной брат папа Павел I (757–767 гг.) освятил монастырскую церковь во имя первомученика Стефана, св. Сильвестра, папы Римского, и св. Дионисия. В монастыре жили греческие монахи, особо почитавшие св. Дионисия. Впоследствии монастырь получил название «школа греков». Главный храм монастыря был посвящён св. Дионисию (ныне церковь Сан-Сильвестро ин Капите). С этого времени началось почитание св. Дионисия в Риме. Исследователи полагают, что этому способствовало назначение  аббата монастыря Сен-Дени Фульрада официальным представителем короля Пипина III Короткого в Риме. Во второй половине VIII в. в Риме было составлено так называемое Третье Житие Дионисия Ареопагита. Кратко сообщив об обращении Дионисия Ареопагита апостолом Павлом в Афинах, агиограф рассказывает о прибытии святого в Рим к священномученику Клименту, который рукоположил Дионисия Ареопагита во епископа и направил для проповеди христианства в Галлию. Вместе с ним Рим покинули свв. Рустик и Елевферий, святители Маркеллин и Сатурнин, а также пресвитер Лукиан. Находясь в Арелате (современный Арль), Дионисий Ареопагит направил епископа Маркеллина в Испанию, а Сатурнина чуть позже в Аквитанию, где тот мученически скончался в Толозе (современный Тулуза). Из Паризиев Дионисий Ареопагит направил св. Лукиана в г. Белловак (современный Бове). В «Житии» уточняется, что Дионисий Ареопагит был казнён на холме менее чем в миле от Паризиев. После казни он поднялся, взял в руки отсечённую голову и пришёл (так называемый мотив кефалофории) к месту будущего монастыря Сен-Дени, где и был похоронен. В Паризиях предание связывало его мученическую кончину с «горой мучеников» (лат. Mons Martyrum, современный Монмартр). В «Третьем Житии» Дионисий Ареопагит из местного миссионера, просветителя округа Паризиев, превращается в главу апостольской миссии во всех провинциях к западу от Рима. Его деятельность охватывает Арелат на юге Галлии, Аквитанию на западе, Белловак на севере и даже Испанию. Кафедра Дионисия Ареопагита находится в Паризиях, будущей резиденции франкских королей Хлодвига I и Дагоберта I, городе, где в 754 г. новая династия Каролингов получила от папы Стефана II подтверждение легитимности своей власти. В «Житии» подчёркивается достоинство Римской кафедры, которая рассылает миссионеров по западным провинциям Римской империи. В «сакральной географии» «Жития» крайними точками являются Афины, откуда происходил Дионисий Ареопагит, и Паризии, где он мученически скончался. Центральный пункт его деятельности – Рим, где святой принял епископский сан от Климента. Эти мотивы созвучны церковно-политическим устремлениям Римских пап VIII–IX вв., утверждавших, что Рим, расположенный между Востоком и Западом, призван хранить христианский мир, заботиться о благе церкви и чистоте веры во всей империи. В «Житии» нет информации о жизни Дионисия Ареопагита в Афинах до его прибытия в Рим. Для заполнения этой лакуны в Риме было составлено послание к примикирию Онисифору, приписанное некоему греческому хронисту Евгиппию Аристарху (вымышленные лица).

 



 
PR-CY.ru