ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской - Страница 19

Рассказывая о «житии и преставлении» Димитрия Иоанновича, автор «Слова...» особое внимание уделил главному, с его точки зрения, событию в жизни великого князя – войне Димитрия Иоанновича с Мамаем, который хотел «избить» русских князей, овладеть их землёй, разорить церкви и заставить русских людей принять ислам. Димитрий Иоаннович призвал князей и «вельмож» защитить Русскую землю и православную веру и во главе собравшегося войска нанёс поражение «поганым» на Куликовом поле, причём в битве русским воинам помогали ангелы и святые «сродники» великого князя – святые князья Борис и Глеб; Димитрий Иоаннович сравнивается с равноапостольным князем Владимиром (Василием) Святославичем. В конце «Слова...» автор обращается к Димитрию Иоанновичу с просьбой о молитве «о роде своем и за вся люди». В составленном в окружении митрополита Киприана летописном своде начала XV в., получившем отражение в Троицкой летописи и Рогожском летописце, есть достаточно краткий рассказ о войне с Мамаем и Куликовской битве. При создании в первой половине XV в. летописного свода (общего источника Новгородской IV и Софийской I летописей) этот рассказ был заменён обширной повестью, изучение которой показало исследователям, что она была основана на достоверной, близкой к событиям традиции. Именно в этой повести раскрывалась глубина опасности, угрожавшей Русской земле в случае соединения сил её противников. С болью и гневом неизвестный автор повести обличал «лукавого» рязанского князя Олега, вступившего в союз с «погаными», и противопоставил ему главного героя повести – Димитрия Иоанновича, призвавшего «всех князей рускых» собраться, чтобы защитить свою землю и веру. Автор повести подчёркивает мужество великого князя, который вопреки предостережениям принял решение перейти Дон и напасть на ордынские войска, сражался как простой воин, чтобы побудить всех следовать его примеру. В решающий момент битвы два русских воевода видели, как ангельское воинство во главе с архангелом Михаилом и святыми Георгием Победоносцем, Димитрием Солунским, князьями Борисом и Глебом поражало «поганых» огненными стрелами. Попытка осмыслить значение события в более широкой исторической перспективе была сделана в «Задонщине», поэтическом произведении о войне с Мамаем и Куликовской битве, возникшем, по-видимому, вскоре после битвы, но сохранившемся в различных обработках XV–XVI вв. Этому способствовало знакомство неизвестного автора со «Словом о полку Игореве». Куликовская битва, по убеждению автора «Задонщины», положила конец долгой эпохе иноземного господства, начавшейся с поражения русских князей на реке Калке в 1223 г. Для отпора завоевателям вокруг Димитрия Иоанновича объединилась вся Русская земля, в этом произведении впервые говорилось об идущем на помощь к Димитрию Иоанновичу войске из Великого Новгорода и о его погибших в битве посадниках. Здесь же упоминались герои битвы «чернецы» Ослябя и Пересвет, погибшие в сражении. Во времена хана Батыя Бог «казнил Рускую землю за согрешения», но теперь это время закончилось, и Русская земля во главе с Димитрием Иоанновичем одержала победу над «погаными».

 



 
PR-CY.ru